Мне тут католик на форуме протодиакона Андрея Кураева заявил, что какие-то историки мол, сомневаются в аутентичности анафематизмов. Он считает, что они были вписаны имп. Юстинианом, а папа Вигилий их так и не подписал. Ссылается на Карташева, который пишет что апокатастасис так и не был осужден на 5 ВС.
Просьба о помощи к тем кто изучал данную проблему: Что можно на это возразить?
анафемы Оригену и его последователям были приняты на поместном соборе в К-ле, несколькими годами раньше перед 5-м всел. собором, потом их просто присоединили к актам 5-го всел. собора. насколько я помню. Но в любом случае эти анафемы авторизованы церковной традицией и поэтому совершенно непринципиально, кто их выносил - вселенский или поместный собор. Вообще, кто сказал, что принятие догматических определений - это исключительная прерогатива вселенского собора? нету такого нигде. И из истории Церкви, по-моему, всем очевидно, что догматические решения (и соответственно анафемы тем, кто их отвергает) зачастую были принимаемы на поместных соборах.