Да, я замечал у некоторых церковных людей отношение к мясу, яйцам и молочным продуктам во время поста как к какой-то скверне.
Это плохо, смотрите 51-е апостольское правило.
"Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин"
А вот как соблюдать пост/не есть мяса православным эвенкам, чукчам, корякам и др. северным народам, у которых единственная пища - это олени и все, что они дают? И рыба еще. Да, в тундре растет клюква и морошка, но ягодами особенно сыт не будешь.
Златоуст писал, что истинный смысл поста в том, чтобы посчитать разницу между потраченной суммой денег на обед
скоромный и постный, а разницу - отдать нищим... Поэтому, я думаю, что чукчам не нужно лицемерить и есть "оленя и тюленя", а не заказывать с большой земли ананасы и "Доширак".
Поэтому в посте главное - это умеренность в пище.
А я с Вами не соглашусь, главное, по-моему, - духовное совершенствование, а умеренность в питании - способствует этому. У Златоуста есть:
Толстое брюхо не рождает тонкости ума!
Кстати, вот сколько читал святоотеческих творений, практически не видел рекомендаций святых отцов древности о том, что можно, а что нельзя есть в пост. Если кто-нибудь встречал такие указания, будет весьма любопытно на них посмотреть.
Я не уверен, что подобные нюансы всерьез интересовали св. отцов, это ж таки не Кашрут, и потом, есть мнение, что если пост вредит человеку, а такое случается, когда человек не практикует духовное совершенствование, а сводит пост к диете, то в состоянии голода - становится агрессивным и злым, в таком случае, пост рекомендуют ослабить. Есть фраза: ты все ешь, ты человека "не ешь".