Basil Lourie. A Freedom beyond Conflict: The Logic of Internal Conflict and the Free Will in Maximus the Confessor https://www.academia.edu/34581468/A_Freedom_beyond_Conflict_The_Logic_of_Internal_Conflict_and_the_Free_Will_in_Maximus_the_Confessor
Уже несколько раз читаю в статьях автора на эту тему про выбор из одной возможности (у обоженного человека), что, мол, это тоже (вопреки Аристотелю) выбор и свобода выбора. А отсутствие выбора -- это (вопреки всей западной патристике) когда нет вообще никаких возможностей.
Я с этим согласен, но, по-моему, в проблеме свободы и свободного выбора это отнюдь не главное.
Свобода только в Боге, это очевидно ("Где Дух Господень там свобода"). Но разве свобода в Боге ограничена только одним выбором? Наоборот, свобода в Боге -- это ничем не ограничиваемая свобода, так как Бог по Своей природе ограничен только Самим Собой (не может перестать быть Собой). Быть ограничиваемым только самим собой -- это и есть истинная свобода, а вовсе не свобода выбора из исчислимого множества вариантов, как всегда считали на Западе. Если выбор (обоженным человеком одного только) Бога вообще считать выбором, то это выбор целого (неисчислимого) множества, а не одного варианта. У этого выбора есть измерение, делающее его неисчислимым и ничем не ограничиваемым.
Человеческая же свобода выбора из исчислимого множества вариантов -- это, конечно, никакая не свобода (здесь, конечно, МИ радикально пересмотрел понятие свободы). В силу ограниченности человеческой природы этот выбор всегда ограничен и по определению исчислим и потому не свободен.
Изначальная данная человеку свобода выбора дана была ему для того, чтобы он свободно от нее отказался в пользу истинной свободы. Человек должен был самостоятельно сделать шаг от ограниченной свободы в сторону ничем не ограниченной, и делает этот шаг каждый раз перед тем, как подвергается обожению. Он умаляется, отказываясь от собственного мнимо-свободного выбора и взамен получает божественную свободу. Собственная жизнь становится в нем бездействующей, так как в нем возобладает и "является ему сверху" (МИ) божественная свобода