а вообще, мне не очень понятен заголовок темы "О достоверности жития Матроны".
Жития святых вообще нельзя считать достоверными
, в смысле буквально описывающими события жизни.
Агиография - вообще очень малоизученная у нас область, вот недавно вышла книжка Лурье "Введение в критическую агиографию". Это чуть ли не первый на русском языке труд (может я ошибаюсь ?) по агиографии.
Вопрос стоит о святости скорее, чем о достоверности жития.
То, что изложено в книжке Ждановой, содержание которой потом стало кочевать по самым разным источникам - почему бы и не достоверно.
Важен дух, тип святости, который в этом житии присутствует. А он, повторюсь, к христианству имеет очень мало отношения. Скорее налицо нагруженность православными аллюзиями (упоминание Господа, Богородицы, икон).
Матрона, насколько я поняла, причащалась и жила церковной жизнью, но была "особенной", то есть инвалидом с рождения. А в народе у нас очень любят "блаженненьких", а уж если таковые могут предсказывать будущее или помогают какими-то советами людям, то их культ возникает практически неизбежно.