consensus patrum
03 Май 2024, 09:59:51 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
   Начало   Помощь Поиск Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
Автор Тема: Тайна страданий Христа на Голгофе  (Прочитано 26038 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Василий Centurion
Гость
« : 29 Сентябрь 2009, 13:58:26 »

Статья отца Андрея Кураева "Голгофа"
http://azbyka.ru/tserkov/lyubov_i_semya/vera_i_deti/kuraev_shkolnoe_bogoclovie_33-all.shtml

Это фрагмент книги "Школьное богословие".
Данная статья отца Андрея в качесте главы входит  и в другие его книги.

Вопросы ко всем.

Отец Андрей пишет:
***Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой. Рыба хватает то, что видит - и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала.***

Насколько это толкование соответствует святоотеческой традиции? Хотя люди говорят что в устных лекциях отец Андрей к этим словам добавляет: "Обратите внимание на именование Христа "всехитрецом" в каноне на утрени в день свв. Афанасия и Кирилла Александрийских, или выражение 3-й молитвы на вечерне Пятидесятницы: "Начало злобного и глубинного змия Богомудростным льщением уловивый".

***По мысли некоторых восточных богословов, Бог приходит на землю для того, чтобы разрушить царство сатаны***

Каких именно богословов имеет в виду отец Андрей?
« Последнее редактирование: 29 Сентябрь 2009, 14:10:03 от Василий Centurion » Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #1 : 29 Сентябрь 2009, 14:31:09 »

Отец Андрей пишет:
***Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой. Рыба хватает то, что видит - и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала.***

Насколько это толкование соответствует святоотеческой традиции?

по-моему, вполне соответствует. Это достаточно общее место - сатана, прикоснувшись к плоти Христа, не ожидал встретить в ней Самого Бога. Знал бы, к чему прикоснется, не прикоснулся бы.

Например,
св. Иоанн Златоуст Огласительное слово на Святую Пасху

"Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Об этом и Исаия, предузнав, воскликнул: «Ад, — говорить он, — огорчися, срет тя доле» (Ис. 14, 9). Он огорчился, ибо стал праздным; огорчился, ибо посрамлен; огорчился, ибо умерщвлен; огорчился, ибо низложен; огорчился, ибо связан. Он взял тело, и нашел в нем Бога; взял землю, и сретил в ней небо; взял то, что видел, и подвергся тому, чего не видел. «Где ти, смерте, жало? Где, ти, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55). Воскрес Христос, — и ты низложился; воскрес Христос, — и пали бесы; воскрес Христос, — и радуются ангелы; воскрес Христос, — и водворяется жизнь; воскрес Христос, — и мертвого ни одного нет во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «начаток умершим бысть» (1 Кор. 15, 20). Ему слава и держава во веки веков. Аминь."
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #2 : 29 Сентябрь 2009, 15:43:25 »

Образ Божественной хитрости (он, по-моему, восходит к Оригену) испльзовали из Отцов, как минимум, свв. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама...
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #3 : 29 Сентябрь 2009, 19:49:23 »

Цитировать
Тайна страданий Христа на Голгофе

Я только не поняла, как это относится к собственно раскрытию "тайны страданий".

На мой взгляд, видеть обман ЦЕЛЬЮ, мотивом любых событий, направляемых Божественным промыслом - не очень правильно. Это также, как с вопросом об искушениях.

Бог не обманывает и никогда не может иметь это целью. Обманывается тот, кто ложно видит. Обманулся дьявол, а Бог это предвидел. И не вмешался в обман обманщика.

Цитата: Отец Андрей
Христос уподобляется охотнику. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой. Рыба хватает то, что видит - и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала

Тут есть некоторое искажение предназначения крестных мук, на мой взгляд. Факт обмана дьявола - он реален, но это не есть раскрытие тайны страданий.


Цитата: Алексей
Образ Божественной хитрости (он, по-моему, восходит к Оригену) испльзовали из Отцов, как минимум, свв. Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама...

А можно ссылки (если не трудно)? Интересно, как это конкретно формулируется авторами.
Записан
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 1225


WWW
« Ответ #4 : 29 Сентябрь 2009, 21:11:11 »

Тайну Креста, точнее, один из его аспектов, образ "обмана", конечно приоткрывает.
Слово "обман" здесь нужно понимать богоприличным, как принято в таких случаях говорить, образом, что Вы собственно и сделали.

Вот один пример.
 Свт. Григорий Палама: "...Слово Божие не только стало Плотию и обитало в нашей среде, видимое на земле и обращаясь среди людей, но также приняло плоть такую, какая у нас, и хотя совершенно чистую, однако смертную и болезненную, и ею, как богомудрой "приманкой", Крестом поймав началозлобного змия, освободило от него весь порабощенный человеческий род.
...Если же Слово Божие восприняло бы тело, неподвластное смерти и страданию, то каким образом мог бы оказаться обманутым, мог бы прикоснуться к Нему диавол - само сущее зло?" (О Домостроительстве Воплощения).
Посмотрите в контексте.

В 21 Фалассию преп. Максима эта тема, можно сказать, сквозная.

Другие примеры, м.б., потом - нужно полистать книги.

У св. Григория Нисского в Большом катехизисе точно есть, в какой именно главе, не помню, посмотрите по оглавлению.
Записан
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #5 : 29 Сентябрь 2009, 21:59:56 »

св. Иоанн Дамаскин:

"Итак, смерть приступает и, поглотив тело (Господне как бы) приманку, пронзается Божеством как бы крючком уды, вкусив безгрешного и животворящего Тела, погибает и отдает назад всех, коих некогда поглотила. " (,ТИПВ, 3, 27)

св. Григорий Нисский:

"Ибо, по сказанному прежде, сопротивная сила не имела возможности стать в общение с явно присутствующим Богом и перенести ничем не прикрытое Его явление. Поэтому, чтобы требующему за нас выкупа можно было взять таковой, Божество сокрылось под завесой нашего естества, и враг, как жадная рыба, вместе с приманкой плоти проглотил крючок Божества, а таким образом по водворении жизни на место смерти и по явлении света на место тьмы уничтожилось представляющееся противоположным свету и жизни." ("Большое огласительное слово", гл. 24)

он же:

"Но иной, может быть, при исследовании этой справедливости, усматриваемой в этом домостроительстве, и премудрости, приходит к мысли, что в таком способе примышлен за нас Богом некий обман. Ибо, что Бог, неузнанный врагом, не откровенным Божеством, но сокрытым под естеством человеческим, входит к обладающему, это, некоторым образом, есть некий обман и обольщение, так как обманывающим свойственно надежды тех, против кого злоумышляют, обращать на одно, а делать не то, на что они надеялись. Но, у кого перед очами истина, тот согласится, что это-то всего наиболее свойственно справедливости и премудрости. Ибо дело справедливости — воздавать каждому по достоинству, а дело премудрости — и не нарушать справедливости, и доброй цели человеколюбия не разлучать с правдивым судом, но то и другое благоискусно сопрягать между собою, по справедливости воздавая, что чего достойно, а по благости не отступая от цели человеколюбия. Итак, посмотрим, не усматриваются ли в совершившемся оба эти качества. Ибо воздаяние по достоинству, которым вводится в обман обманщик, показывает справедливость. А цель совершаемого делается свидетельством благости действующего. Справедливости свойственно воздавать каждому тем, чему кто прежде положил начала и причины, как и земля воздает плоды по роду вложенных в нее семян. А премудрости свойственно в способе воздаяния подобным не отступать от лучшего. Ибо, как злоумышляющий на жизнь и исцеляющий подвергшегося злоумышлению одинаково примешивают к пище состав, только один примешивает яд, а другой врачевство от яда, и способ врачевания нимало не вредит цели благодеяния, и хотя обоими примешивается состав в пищу, но, обращая внимание на цель, одного хвалим, а на другого негодуем, — так и здесь по закону справедливости обманщик воспринимает то, чему семена вложил по собственному произволению, потому что обманувший человека приманкой удовольствия и сам обманывается человеческим видом. В цели же соделанного есть перемена к лучшему. Ибо один употребил обман к растлению естества, а справедливый, вместе благой и премудрый, измышлением обмана воспользовался ко спасению растленного, благодетельствуя тем не только погибшему, но и самому причинившему нашу погибель." (там же, гл. 26 )











Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
*
Offline Offline

Сообщений: 2347



« Ответ #6 : 29 Сентябрь 2009, 22:06:03 »

вот еще, свт. Григорий Богослов, из Слова 39-го:

"Поскольку изобретатель греха мечтал быть непобедимым, уловив нас надеждой уподобления Богу, то сам улавливается покровом плоти, чтобы, прикоснувшись как к Адаму, встретить Бога. Так новый Адам спас ветхого, и снято осуждение с плоти после умерщвления смерти плотью!"

Записан

Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #7 : 29 Сентябрь 2009, 22:55:08 »


Спасибо за множество ссылок.

Цитировать
Ибо один употребил обман к растлению естества, а справедливый, вместе благой и премудрый, измышлением обмана воспользовался

"Употребить обман" и "воспользоваться измышлением обмана" - это разный смысл. Во всех приведенных текстах не переходится важная грань, как иногда бывает, когда излагают своими словами: "Бог обманул (перехитрил)".

Цитата: св. Григорий Нисский
Ибо, по сказанному прежде, сопротивная сила не имела возможности стать в общение с явно присутствующим Богом и перенести ничем не прикрытое Его явление. Поэтому, чтобы требующему за нас выкупа можно было взять таковой, Божество сокрылось под завесой нашего естества, и враг, как жадная рыба, вместе с приманкой плоти проглотил крючок Божества, а таким образом по водворении жизни на место смерти и по явлении света на место тьмы уничтожилось представляющееся противоположным свету и жизни.

Что это может означать - требующему за нас выкупа можно было взять таковой?

То есть, я знаю, что есть теория "платы за грехи". Но что это может означать конкретно? Может кто поделится, как это видит... может отдельную тему открыть?
Записан
tatiana
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 1397



« Ответ #8 : 29 Сентябрь 2009, 23:19:25 »


Что это может означать - требующему за нас выкупа можно было взять таковой?

То есть, я знаю, что есть теория "платы за грехи". Но что это может означать конкретно? Может кто поделится, как это видит... может отдельную тему открыть?


да уж, тема искупления - тема трудная. Кто кому и что заплатил за наши грехи - я бы вот так навскидку и не сказала бы...
Записан
Денис В.С.
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 539


« Ответ #9 : 30 Сентябрь 2009, 02:42:16 »

Цитировать
То есть, я знаю, что есть теория "платы за грехи". Но что это может означать конкретно? Может кто поделится, как это видит... может отдельную тему открыть?

Один из Троицы, Бог Слово, по человечеству принёс в Жертву Самого Себя и Сам же принял Свою Жертву по Божеству вместе с Отцом и Святым Духом.

Страданиями Одного из Троицы мы примирились со Всей Троицей.

"Итак, собрав сие немногое из многих свидетельств Божественных отцов для ясного доказательства истины, мы поместили это в настоящем списке, избегая длинноты слова. Хотящим же быть трудолюбивыми надлежит составить определение этого догмата из множества других свидетельств. После того как Божественные отцы изрекли столь единогласно об этом, ясно, что Владыка Христос добровольно принес Себя в жертву, принес же Самого Себя по человечеству, и Сам принял жертву как Бог вместе со Отцом и Духом. Итак, на этом основании, на котором мы и прежде были соединены, подобает и впредь мудрствовать питомцам Церкви, как поклонникам Троицы. Богочеловек Слово вначале во время владычних Страстей принес Спасительную Жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усовершающей Троице, и Она их принимает".

Томос и определения Константинопольского собора 1157 г.

http://www.pagez.ru/lsn/0285.php



Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #10 : 30 Сентябрь 2009, 14:16:30 »


Что такое ЖЕРТВА?

В самом общем смысле.
Записан
Новиков Павел
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 654


« Ответ #11 : 30 Сентябрь 2009, 16:59:03 »

Что такое ЖЕРТВА?

В самом общем смысле.

Очищение от греха. Числа 29:11: "и одного козла в жертву за грех, [для очищения вас,] сверх жертвы за грех, приносимой в день очищения, и сверх всесожжения постоянного и хлебного ...".

Я думаю, что у Исайи (53:10) читается: "когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукой Его".

Ему же вторит апостол Павел, касаемо Христа, называя Его "Жертвой умилостивления".
Записан

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #12 : 30 Сентябрь 2009, 17:43:47 »

Цитата: Новиков Павел
Очищение от греха

Это не исчерпывает понятие жертвы.

В ветхозаветные времена первою совершалась ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ (Лев 4.22–23), затем — ЖЕРТВА ВСЕСОЖЖЕНИЯ (Лев 1.3–9) и наконец — ЖЕРТВА МИРНАЯ (Лев 3.3–9).

На Литургии поем "Милость мира, ЖЕРТВА ХВАЛЕНИЯ"

Что за смысл объединяет все эти богослужебные события?
Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #13 : 30 Сентябрь 2009, 17:50:03 »


Да, еще была ЖЕРТВА РЫЖЕЙ ТЕЛИЦЫ.

Когда жертвоприношение, вопреки правилам для других жертв, совершалось вне стана.

А вот параллельный к этой жертве новозаветный текст

Цитировать
10. Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11. Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,-
12. то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. (К Евреям, 13)


Записан
seksta
Ветеран
*****
Offline Offline

Сообщений: 714


Елена


« Ответ #14 : 30 Сентябрь 2009, 17:54:46 »


Еще на этот предмет ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ АВРААМА. Которое было реально совершено, сын действительно был принесен в жертву, хотя Исаак и не был подвергнут всесожжению.
Записан
Страниц: [1] 2 3 4
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!