То есть, "неправильное восприятие института" является ересью? Я не понял, что сие? скажи более внятно.
архиерей стал восприниматься просто как начальник.
но вот как пишет св. Григорий Богослов, Письмо 34, К жителям Кесарии:
"Светильник телу есть око (Мф. 6:22), а светильник Церкви есть епископ. Поэтому как оку необходимо быть чистым, чтоб тело двигалось правильно, а когда оно не чисто, и тело движется неправильно; так вместе с предстоятелем Церкви, каков он будет, и Церковь или подвергается опасности, или спасается."единство Церкви с епископом также выражается гласным поминовением вслух всего народа его имени за Литургией,чтением диптихов.
в диптихах возглашались имена епископов местной епархии,признанных православными и законными преемниками апостолов.
такие диптихи были важнейшим экклесиологическим документом,и включение в него тех или иных имен подлежало строгому каноническому контролю.
поминовением имени в диптихах Церковь свидетельствует,что данное лицо-член Тела Христова,православно и находится в общении с данной Церковью.
этим публичным поминовением "едиными усты и единым сердцем" в литургическом церковном собрании община выражает свое полное тождество в вере с поминаемым лицом и чает получить у Бога ту же участь,что и оно.
история показывает,насколько важен для христиан вопрос о том,кого поминать в диптихах за литургией.
в V—VI веках, в период христологических споров,когда одни и те же кафедры в Византии были попеременно занимаемы то православными, то монофизитами, каждый иерарх начинал свое служение тем,что либо торжественно исключал с анафемами, либо вписывал в диптихи имена своих предшественников по кафедре.
например,имя монофизита Диоскора,бывшего патриарха Александрийского, православный патриарх св. Протерий вычеркнул из диптиха мертвых, а захвативший вскоре кафедру монофизит Тимофей Элур вновь вписал его.
народ категорически отказывался общаться в вере и Евхаристии с еретиками - живыми и усопшими - через поминовение их имен за литургией.
поминовение епископа-это знак, что Евхаристию совершает именно он или лично или через священника.
поэтому тот, кто причащается за литургией, где поминается епископ-еретик, причащается у самого епископа-еретика, даже если совершающий священнодействие священник «формально» православный.
такое «причастие» не остается без последствий.
во времена воинствующего арианства, когда большая часть епископата на Востоке отпала в ересь и храмами владели еретики, границы Церкви определить было чрезвычайно сложно.
Св. Василий Великий характеризует тогдашнее состояние Церкви словом "нюктомахия"
«ночное сражение, когда не отличить своих от чужих»(Письмо 65, к Афанасию архиепископу Александрийскому).
По его словам, еретики,
«злонамеренно искажающие учение, подделываются под истину... обольщается слух людей простодушных; он привык уже к еретическому злочестию. Чада Церкви воскормляются нечестивыми учениями. Что им делать? Во власти еретиков крещение, сопровождение отходящих, посещение больных, утешение скорбных, вспомоществование угнетенным, всякого рода пособия, причащение Тайн. Все это, будучи ими совершаемо, делается для народа узлом единомыслия с еретиками»вдобавок к этому, среди православных епископов возникали взаимные разногласия и раздоры, причем православный народ делился на многие части, увлекаясь за предстоятелями, и Православная Церковь «изнемогала, делясь на части по приверженности к тому или другому лицу»
(Письмо 65, к Афанасию архиепископу Александрийскому).
критерием Православия в то время было то, кто с кем общается.
епископы-еретики, как и православные, могли на словах исповедовать православную веру, а на деле общаться с явными еретиками.
конечно, исповедующие Православие на словах, а общающиеся с еретиками в делах (молитве, евхаристии и т. д.) считались не истинно-православными, но лже-православными.
Через общение с православными епископами "здравые в вере" отличались от "хромлющих".
при этом временное воздержание некоторых православных от общения даже с православными епископами не было расколом как таковым, но временным разделением: единство в православной вере позволяло членам Церкви молить Бога о даровании во всем «благодати единомыслия» (св. Григорий Богослов).
епископы вступали в общение между собой или через личное устное открытое исповедание своей веры, или, «по церковному уставу», через письменное исповедание веры ("общительные письма"), обязательно с анафематствованием ереси (соборы епископов-через символы веры).
видимым знаком такого общения епископа и Церкви было или открытое сослужение, или возглашение за богослужением в диптихах имен епископов, с которыми данная Церковь имеет общение как с православными.
при таком состоянии Церкви многие православные не имели между собой общения по разным причинам.
св.Василий предпринимал огромные труды, чтобы объединить между собою разъединенных православных.
к концу жизни ему не только удалось установить общение с Александрией,но и подготовить все для общения с православным Римом.
общение с истинной Церковью св. Василий считал самым важным.
даже если вера присоединяющегося была в чем-то несовершенна, он допускал икономию, зная, что Господь «все поспешествующий во благое любящим Его» (Рим. 8:22) восполнит недостающее после присоединения к Церкви.
главное для христианина -- анафематствовать ересь и прервать всякое общение с еретиками (свт.Вас.Вел."Письмо 109, к пресвитерам в Тарсе"), "чтобы Церковь Божия была чиста и не имела в себе примешенных плевел" (Письмо 110, к Кириаку).
общение с Истинной Церковью и необщение с врагами веры для свт.Василия важнее теоретической чистоты Православия!
(Письмо 123, к Евсевию епископу Самосатскому)
самым важным в то время было то, кто с кем общается.
народ мог не понимать догматических тонкостей, но слышать в церкви вслух произносимые диптихи с именами епископов, с которыми есть общение, мог каждый.
на Востоке признаком общения с Православной Церковью было общение со свт.Василием, с которым общались епископы Запада, Египта, Малой Азии.
свт.Василий совсем удалялся от общения с православным народом и клиром, принявшим в качестве епископов тех, кто общался с не-общающимися со свт.Василием (евстафиане в Севастии).