Евгений
|
|
« : 26 Июль 2017, 16:11:20 » |
|
Лещёва Я.И., 2014, "ВРАЩАЮЩИЙСЯ ДИСК" В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ. ПОИСКИ СМЫСЛА https://cyberleninka.ru/article/n/vraschayuschiysya-disk-v-vizantiyskoy-ikonografii-poiski-smyslaПока в иконографии обсуждают, каков смысл изображений "диска" на иконах [и довольно неплохо это делают: из трех приемлемых гипотез -- Логос, энергии и "зеркало" (которое мы уже обсуждали в другой теме http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=1330.0), одна из них выглядит вполне разумно:-)] попробуем рассмотреть это вопрос с богословской стороны, нет ли у отцов каких-нибудь описаний видения "диска" и что именно они обозначают? Оказывается есть, и даже довольно много. Начнем их постепенно выкладывать. Первое, что приходит на ум по этому поводу, это Гимны прп. Симеона Нов. Богослова (СНБ). У него довольно много таких описаний, но не везде упоминается слово "диск", однако есть и такие: "Между тем и язык мой затрудняется в словах, и ум мой хотя и видит совершающееся, но не может изъяснить. Он видит и хочет высказать, но не находит слов, потому что созерцает невидимое, совершенно безвидное, совершенно простое, несложное и беспредельное. Ибо он не видит никакого начала, ни конца, ни середины совершенно не замечает; и как он выскажет то, что видит? Видится же, думаю я, нечто совокупно-целое, но никоим образом не в самой сущности своей, а через причастие. Ведь от огня ты огонь зажигаешь и всецело получаешь огонь. И хотя он остается неделимым и неоскудевающим, как и прежде, однако сообщаемое отделяется от первого, и так как оно есть нечто телесное, то разделяется на много светильников. То же, как нечто духовное и неизмеримое, пребывает совершенно неделимым и нерасчленяемым. Ибо, будучи сообщаемо, оно не разделяется на части, но и остается неделимым, и во мне бывает, восходя во мне, внутри моего жалкого сердца, как солнце или диск солнца, шаровидный и световидный, ибо оно - пламя. (Гимн 27)" "Видя этот Свет и исполнившись несказанной радости, я недолго, однако, радовался тому, что видел, так как, принеся мне божественную радость. Он удалился, совосхитив с Собою ум мой, и чувство, и всякое мирское желание. Последовав за Ним, ум мой хотел уловить явившийся мне Свет, но не нашел Его тварным и сам не мог оказаться совершенно вне тварей, чтобы уловить этот несозданный и неуловимый Свет. Однако ум мой все обошел, пытаясь увидеть Его: обыскал воздух, обернулся по небу, исходил, кажется, в поисках все бездны и концы мира, но ничего во всем этом не нашел, так как все это- тварное. Поэтому я плакал, печалился и сгорал внутренне и, будучи в исступлении как бы бесчувственным, проводил так жизнь. После же Он пришел, когда захотел, и, спустившись в виде светлого облака на мою голову, весь, казалось, окутал меня и заставлял меня, бывшего в исступлении, кричать. Однако, опять улетев. Он оставил меня одного; когда же я тщательно начал искать Его, то снова всего Его внезапно нашел в себе и узнал, увидев внутри своего сердца, поистине как светило или как диск солнца. Явившись таким образом и будучи ясно узнан мною. Он обратил в бегство толпу демонов, прогнал робость, внушил мне мужество и, обнажив ум мой от мирского чувства, облек меня в одежду умного чувства. Отлучив же меня от видимого и сочетав с невидимым. Он дал мне видеть Несотворенного и радоваться тому, что я отделился от вещей тварных, видимых и скорогибнущих и соединился с Несотворенным, Нетленным, Безначальным и для всех Невидимым. Ибо это есть Любовь. (Гимн, 2)"
|
|
« Последнее редактирование: 26 Июль 2017, 17:56:07 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #1 : 26 Июль 2017, 17:47:15 » |
|
Чтобы продвинуться дальше, я полагаю, надо отделять два видения, которые описываются у отцов на грани созерцания умопостигаемого и обожения. А именно, это видение Единого (Бога) и видение Иисуса. Дионисий Ареопагит пишет: "От божественного единства следует отличать всесовершенное и неизменное существование Иисуса согласно нашей природе, равно как и сущностные тайны проистекающего из этого существования человеколюбия" Разделять их нужно по характерным и даже в чем-то противоположным признакам, отделяющим одно видение от другого. Единому соответствует простота, безмолвие и (божественный) мрак. Видению Иисуса , наоборот, (согласно двум природам и вообще тайнам Домостроительства) -- сложность, Любовь и Свет. Комментируя это высказывание Ареопагита прп. Каллист пишет: " Рассуждение это весьма ясно: ведь в Боге предел, так сказать, славы Божией, и величия, и вообще всего, что созерцается вокруг Бога, — это простота, беспредельность, и даже исступление. В Иисусе же поистине удивительно усматривается как будто двойственность и составность, и от беспредельной благости благоволение и неизреченная любовь к человеку, и полное соединение с человеком ради замысла Божиего, и изумительное совершенство, и ипостасное соединение Бога и человека в одном Лице, без смешения, слияния и изменения... Умопостигаемым «солнцем правды» по справедливости называется из Троицы один Иисус, Который есть свет, предвечный, как и Отец, и Дух Святой, а в позже явившемся огне человечества Своего — ведь огнём древние называли человека — соединяется в одно Лицо, как в пламенеющем диске доступный для чувств свет солнца, что не проявляется ни в Отце, ни в Духе" Заметим, что пламенеющим диском здесь, по-видимому, называется человечество Иисуса (вместе с неотделимыми идиомами) соединившееся в одно Лицо С Логосом (формула почти что иконопочитательская времен прп. Феодора Студита). Иисус при этом называется "умопостигаемым «солнцем правды»" -- ударение на слове умопостигаемое. То есть это видение относится К. к умопостигаемому (с одной стороны, а с другой -- к обожению), что неудивительно, так как неотделимые акциденции (Лик) Иисуса -- умопостигаемые. Итак, "диск" -- это видение (человечества) Иисуса. В связи с этим может возникнуть вопрос, а почему при видении Божественного Лика Спасителя Его черты (зачастую) не описываются, а описывается только видение сияющего "диска". Ответ дает прп. Симеон Новый Богослов: "О Вседержитель, воссияй во мне снова, вселись и просвети смиренную душу мою; ясно покажи мне лик Божества Твоего и весь невидимо явись мне, о Боже мой. Ибо Ты не весь видишься мне хотя и весь являешься мне. Будучи весь неуловим, Ты желаешь быть и бываешь для меня уловимым, будучи невместим во вселенной.. (Гимн 22)" Иисус является всегда весь, но не весь и не всегда видится. Здесь налицо различение стадий явления Иисуса от простого и даже безвидного "диска" до различения Лиц Св. Троицы, когда видится Лик Спасителя со всеми Его неотделимыми идиомами. Но всегда и везде при этом является всецелый Иисус, согласно описанным выше признакам этого явления, хотя и видится при этом подвижниками различно
|
|
« Последнее редактирование: 26 Июль 2017, 17:57:37 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #2 : 26 Июль 2017, 21:29:52 » |
|
Чтобы продвинуться дальше, я полагаю, надо отделять два видения, которые описываются у отцов на грани созерцания умопостигаемого и обожения. А именно, это видение Единого (Бога) и видение Иисуса. Дионисий Ареопагит пишет: "От божественного единства следует отличать всесовершенное и неизменное существование Иисуса согласно нашей природе, равно как и сущностные тайны проистекающего из этого существования человеколюбия" Разделять их нужно по характерным и даже в чем-то противоположным признакам, отделяющим одно видение от другого. Единому соответствует простота, безмолвие и (божественный) мрак. Видению Иисуса , наоборот, (согласно двум природам и вообще тайнам Домостроительства) -- сложность, Любовь и Свет. Комментируя это высказывание Ареопагита прп. Каллист пишет: " Рассуждение это весьма ясно: ведь в Боге предел, так сказать, славы Божией, и величия, и вообще всего, что созерцается вокруг Бога, — это простота, беспредельность, и даже исступление. В Иисусе же поистине удивительно усматривается как будто двойственность и составность, и от беспредельной благости благоволение и неизреченная любовь к человеку, и полное соединение с человеком ради замысла Божиего, и изумительное совершенство, и ипостасное соединение Бога и человека в одном Лице, без смешения, слияния и изменения... Умопостигаемым «солнцем правды» по справедливости называется из Троицы один Иисус, Который есть свет, предвечный, как и Отец, и Дух Святой, а в позже явившемся огне человечества Своего — ведь огнём древние называли человека — соединяется в одно Лицо, как в пламенеющем диске доступный для чувств свет солнца, что не проявляется ни в Отце, ни в Духе" Заметим, что пламенеющим диском здесь, по-видимому, называется человечество Иисуса (вместе с неотделимыми идиомами) соединившееся в одно Лицо С Логосом (формула почти что иконопочитательская времен прп. Феодора Студита). Иисус при этом называется "умопостигаемым «солнцем правды»" -- ударение на слове умопостигаемое. То есть это видение относится К. к умопостигаемому (с одной стороны, а с другой -- к обожению), что неудивительно, так как неотделимые акциденции (Лик) Иисуса -- умопостигаемые. Итак, "диск" -- это видение (человечества) Иисуса. В связи с этим может возникнуть вопрос, а почему при видении Божественного Лика Спасителя Его черты (зачастую) не описываются, а описывается только видение сияющего "диска". Ответ дает прп. Симеон Новый Богослов: "О Вседержитель, воссияй во мне снова, вселись и просвети смиренную душу мою; ясно покажи мне лик Божества Твоего и весь невидимо явись мне, о Боже мой. Ибо Ты не весь видишься мне хотя и весь являешься мне. Будучи весь неуловим, Ты желаешь быть и бываешь для меня уловимым, будучи невместим во вселенной.. (Гимн 22)" Иисус является всегда весь, но не весь и не всегда видится. Здесь налицо различение стадий явления Иисуса от простого и даже безвидного "диска" до различения Лиц Св. Троицы, когда видится Лик Спасителя со всеми Его неотделимыми идиомами. Но всегда и везде при этом является всецелый Иисус, согласно описанным выше признакам этого явления, хотя и видится при этом подвижниками различно Ни о каких двух виденяих Ареопагит не говорит. Видение едино - Свет и ничего, кроме Света. Ареопагит говорит о различении единства Троицы и существования Христа в ипостаси с человеческой природой.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #3 : 26 Июль 2017, 22:03:03 » |
|
Ни о каких двух виденяих Ареопагит не говорит. Видение едино - Свет и ничего, кроме Света. Ареопагит говорит о различении единства Троицы и существования Христа в ипостаси с человеческой природой.
Ареопагит и не говорит. Говорят препп. Каллист и Симеон, и кроме видения Света много о чем еще пишут
|
|
« Последнее редактирование: 26 Июль 2017, 22:13:33 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #4 : 27 Июль 2017, 10:06:34 » |
|
Ни о каких двух виденяих Ареопагит не говорит. Видение едино - Свет и ничего, кроме Света. Ареопагит говорит о различении единства Троицы и существования Христа в ипостаси с человеческой природой.
Ареопагит и не говорит. Говорят препп. Каллист и Симеон, и кроме видения Света много о чем еще пишут Простите, я наверно, не так понял ваши слова о разделении Ареопагитом видения единства и Христа. Я "видение" воспринял, как видение Света Святой Троицы. Также вы опять в непонятном значении уптребляете "обожение" - то ли это состяние, то ли процесс?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #5 : 27 Июль 2017, 10:10:11 » |
|
Иисус является всегда весь, но не весь и не всегда видится. Здесь налицо различение стадий явления Иисуса от простого и даже безвидного "диска" до различения Лиц Св. Троицы, когда видится Лик Спасителя со всеми Его неотделимыми идиомами. Но всегда и везде при этом является всецелый Иисус, согласно описанным выше признакам этого явления, хотя и видится при этом подвижниками различно Поясните подробнее. Не понятно, что вы имеете ввиду под различением стадий явления Иисуса?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #6 : 27 Июль 2017, 12:20:30 » |
|
Также вы опять в непонятном значении уптребляете "обожение" - то ли это состяние, то ли процесс?
Мы уже это многократно обсуждали. У прп. К. есть (четыре) стадии относящиеся к умопостигаемому (ср. "все существа разделены на создания, постижимые чувствами, создания умопостигаемые, несозданные умопостигаемые существа и несозданное единое пресущественное, превосходящее ум"), а есть, далее, стадии, относящиеся к обожению. Единое -- это граница между ними, относится и к тому, и к другому. Обожение здесь (делящееся, тем не менее, на стадии, находящиеся после умопостигаемого) -- это состояние. Процесс (в этой терминологии) -- это "начатки" обожения.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #7 : 27 Июль 2017, 12:50:28 » |
|
Иисус является всегда весь, но не весь и не всегда видится. Здесь налицо различение стадий явления Иисуса от простого и даже безвидного "диска" до различения Лиц Св. Троицы, когда видится Лик Спасителя со всеми Его неотделимыми идиомами. Но всегда и везде при этом является всецелый Иисус, согласно описанным выше признакам этого явления, хотя и видится при этом подвижниками различно Поясните подробнее. Не понятно, что вы имеете ввиду под различением стадий явления Иисуса? От видения Единого (определенного в сообщении выше) у святых, по-видимому, следует отличать (и прп. К. это делает в своих первых двух Словах) видение Иисуса. Оба этих видения, с одной стороны, умопостигаемые (и потому созерцаются умом), с другой стороны относятся к обожению (определенному в сообщении выше), так как лежат на границе между, тем и другим. [Вы сами должны разобраться, каком видении Вы обычно ведете речь, скорее всего, о первом, но это не значит, что второго не существует] Оба этих видения обладают своими отличительными признаками (возможно переходят одно в другое). Иисус (человечество Христа) всегда является весь, ипостасно (теоретическое положение), но видится (промыслительно) под разными видами (как и в евхаристии, например). СНБ: "Ты не весь видишься мне хотя и весь являешься мне". Начиная с похожего на Единое (не имеющее формы, вездеприсущее похожее на Свет), заканчивая (?) с похожего на Лик Спасителя в виде сияющего диска (с характерными чертами Лика или без). Вот еще один отрывок из прп. К. на эту тему: "Боже мой, Боже мой, Господи мой Иисусе, несказанное и превыше ума таинство, егоже действия беспредельны из-за величины и неисследимы из-за множества, Един от Животворящей Троицы, Отеческий Свет присносущный, светлейший, истинное пречистое Солнце, ангелами и душами чистыми, как в некоем предивном диске, в пресвятом Твоем Теле созерцаемый духовно, просвещающий и согревающий и питающий и взращивающий всю разумную природу небесную и земную, и оттого возгревающий и рачительные расположения к Отцу и к Тебе и к Святому Духу творящий в них." Кстати, отсюда видно, что "диск" в иконографии и в видениях, вполне возможно, носит отчетливый литургический смысл (просфоры Агнца, например, и духовного причащения).
|
|
« Последнее редактирование: 27 Июль 2017, 13:08:13 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #8 : 27 Июль 2017, 23:57:41 » |
|
А вот еще об обоженном человечестве, у сирийцев. Иоанн Дальятский: «Как невозможно природе огня явиться телесному зрению, но только посредством материи его действие становится видимо для глаз, так и умное око не может видеть божественную Природу без поклоняемого храма человечества нашего Господа… Ибо это исходя из него являются вечные светозарения во всех освященных умах разумных существ, так же как и лучи солнца являются, исходя из видимого нами диска, на благо телесного существования в этом мире» Хаззайя: «В грядущем веке, когда люди восстанут от земли и облекутся славой воскресения, не будет уже внешнего или внутреннего, но их естество станет светом. Ибо как изнутри солнечного диска исходят лучи, которые скрывают его, так будет и у святых: свет, которым они облекутся, будет исходит из них, и они будут скрыты в нем; их тело станет целиком зрением, целиком слухом. В том месте, где они будут обитать, в месте, которое все есть свет, брачный пир, за которым они воссядут, будет исполнен света, ибо все сущее там есть свет…» По-моему, из всего этого уже понятно, что "диск" (в богословии, иконографии, литургике, аскетике зачастую) понимается в качестве (символа) обоженного человечества (Христа). В этом последнем случае, чтобы избежать коннотации с несторианством, надо всегда оговариваться, что человечество Христа не понимается нами как существующее отдельно от Ипостаси Логоса.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Neovitos
|
|
« Ответ #9 : 28 Июль 2017, 00:23:56 » |
|
|
|
« Последнее редактирование: 28 Июль 2017, 00:33:18 от Neovitos »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #10 : 28 Июль 2017, 17:00:56 » |
|
По-моему, из всего этого уже понятно, что "диск" (и "зеркало" в богословии, иконографии, литургике, аскетике) понимается в качестве (символа) обоженного человечества (Христа).
Наглядная иллюстрация этому и в следующей цитате из Лещѐва Я. И. «ЗЕРЦАЛО» И «ВРАЩАЮЩИЙСЯ ДИСК» В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИКОНОГРАФИИ. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ. 2015. http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2015_4-2_27.pdf"Ряд исследователей усматривают в нѐм символ « святости» (Е. Шварц) [26]; символ Божественного Света (Х. Бельтинг) [1] и Святого Духа (К. Вайцман) [27]; символ священного кругового танца света (Н. Исар) [23] или иконический образ « вращающегося храма» (А. М. Лидов) [11]. Думаю, наиболее приблизились к истине авторы, предполагающие понимание дисков как световых символов божественных энергий (О. С. Попова, А. М. Лидов) [10, с. 37; 15, с. 78]. Но особый интерес вызвала гипотеза, признающая за вращающимся диском символ Логоса – Второго лица Св. Троицы (С. Радойчич) [25, p. 16], т.к. одним из примеров доказательства данной гипотезы А. М. Лидов называет росписи XVI в. Лесновского монастыря в Македонии. Здесь архангел Михаил, по мнению ученого, держит в руке вращающийся диск с начальной буквой имени Христа [11, с. 37]. Однако, возможно, именно этот иконографический сюжет необходимо сопоставить с устоявшимся сюжетом архангела с зерцалом в руке. В сформировавшемся иконографическом варианте зерцала представляют собой прозрачные шары-сферы, на них обычно пишется имя Бога (IC XC), изображается Предвечный Младенец Эмма- нуил или голгофский крест" Литургический смысл выделенных отрывков довольно очевиден. Отдельного упоминания заслуживает символика "зеркала" (обоженного человечества в "зеркале" сердца, обсуждавшаяся ранее в других темах). В статье справедливо говорится, что иногда "под зеркалом понимается некая прозрачная субстанция, вглядываясь в которую мы получаем знания о Господе (1 Коринф. 13:12)". Когда в сердце возникает движение (Духа), согласное (или противное) нашему мысленному выбору, сердце таким образом отражает наше будущее (или небытие), играя тем самым роль "зеркала", в котором буквально по апостолу: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". Ср. об этом также http://gignomai.livejournal.com/935706.html?thread=8146202#t8146202
|
|
« Последнее редактирование: 30 Июль 2017, 23:30:14 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #11 : 30 Июль 2017, 23:53:50 » |
|
Иисус (человечество Христа) всегда является весь, ипостасно (теоретическое положение), но видится (промыслительно) под разными видами (как и в евхаристии, например). СНБ: "Ты не весь видишься мне хотя и весь являешься мне".
Когда в сердце возникает движение (Духа), согласное (или противное) нашему мысленному выбору, сердце таким образом отражает наше будущее (или небытие), играя тем самым роль "зеркала", в котором буквально по апостолу: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан".
О каком движении Духа говорится, когда речь идет об ипостасном явлении Иисуса (в сердце)? Конечно, об ипостасном явлении Духа, Который от Отца через Сына исходит и в Сыне почивает. В триаде, отражающей сверхсущностное единство Св. Троицы (усия-динамис-энергия), Дух -- ипостасная энергия, движение божественной сущности, которое называется еще божественной Любовью (или эросом). Поэтому, если вернуться к началу нашего обсуждения, к цитате прп. СНБ из Гимна 2, то там это движение-явление так и называется Любовью, а Любовь в названии этого гимна называется Св. Духом в полном согласии с более поздней византийской триадологией от Николая Мефонского до Григория Паламы (а также более ранней - Максима Исповедника). Итак, отличительный признак явления Иисуса -- движение божественной Любви в сердце, включающее подвижника во внутритроичную жизнь (Божественных Ипостасей). Возникает вопрос, а каково отличие этого ипостасного явления Духа от "энергетического" на предыдущем созерцательном этапе с одной стороны, и от всецелого пребывания Духа во Христе с другой? Такое же, какое бывает при экзегезе Пятидесятницы. От "энергетического" явления Духа отличает полнота явления внутрибожественной жизни, а от пребывания Духа во Христе неполнота восприятия этой внутрибожественной жизни подвижником (апостолами). Для апостолов, даже после схождения на них ипостаси Духа в Пятидесятницу, Дух пребывает в них не в полноте, а Своими раздельными и частными дарованиями, и не неотделимо (это видно из того, что апостолы иногда разногласили между собою). См. об этом также: Бирюков. Триадологическая проблематика в XII в.: Николай Мефонский и его учение о Пятидесятнице http://www.bogoslov.ru/text/811478.html. Я предлагаю этому здесь несколько иное объяснение, чем в статье, позволяющее совместить его с экзегезой Пятидесятницы у прп. Каллиста Ангеликуда
|
|
« Последнее редактирование: 31 Июль 2017, 00:43:05 от Евгений »
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #12 : 31 Июль 2017, 04:49:27 » |
|
Возникает вопрос, а каково отличие этого ипостасного явления Духа от "энергетического" на предыдущем созерцательном этапе с одной стороны, и от всецелого пребывания Духа во Христе с другой?
Такое же, какое бывает при экзегезе Пятидесятницы. От "энергетического" явления Духа отличает полнота явления внутрибожественной жизни, а от пребывания Духа во Христе неполнота восприятия этой внутрибожественной жизни подвижником (апостолами).
важное различие. то есть здесь различаются: 1. "частные энергии": насколько я понимаю, они соответствует уровню "несовершенных", которыми беременны "совершенные" по Мефодию Патарскому, или уровню "избранных", но еще не живущих вполне по заповедям, а потому являющихся "плотскими частями" Тела по Клименту Александрийскому. По святому Михаилу Новоселову это уровень Церкви как "организации" 2. "всецелая энергия" (которая дается в Пятидесятнице Телу, уровню Церкви как "организму" (по Михаилу Новоселову) состоящему из "гностиков" (по Клименту Александрийскому) или "совершенных" (по Мефодию Патарскому и Михаилу Новоселову), которые "сохранили плоть Христову в Духе" (согласно 2-му посланию к Коринфянам Климента Римского) его "снимок", то есть в них всецело отпечатлен характир Христов, или "начертаны образ и отражение Верховной сущности" (по Кириллу Александрийскому); части этого Тела приобщаются ей в свою меру. это Тело, в которое вошло полное число святых, то есть Тело "совершившееся", состоящее из обоженных, достроенная башня св. Ерма. Тело Христово, которое в целости есть Сам Христос, в силу "тождественности плоти Слову" (Максим) и характира - первообразу (Феодор Студит) 3. почивание Духа на Сыне, которое уникально в силу: а) перихорисиса ипостасей б) восприятия человеческой природы в ипостась единородного Сына. Однако здесь надо обозначить не только различие пункта 2 и 3., но и более четко их связь. в силу равенства ипостаси Слова двум Его природам, "из которых, в которых и которые Христос" ( Максим), почивание Духа относится к человеческой природе Сына, нераздельно соединенной с божественной природой, поэтому относится ко всему Телу, в силу чего части этого Тела по их природе и тропосу осуществления - есть Сам Христос, вначале потенциально (стадия беременности "Церкви совершенных" новыми, еще несовершенными, христианами по Мефодию Патарскому), потом - актуально (стадия рождения христиан от "Церкви совершенных"). можно описать это следующим образом: так как ипостась Слова сказывается обо всем Теле, и Дух, всецело почивая на Христе, всецело почивает на всецелом Теле Христа - то возможно ипостасное воссиявание Христа в Духе для любой части Тела, или, используя терминологию К 2-го послания к Коринфянам Климента Римского, восприятие христианином сохраненной исполнением заповедей плоти Христа в Духе, которая есть "снимок" (антитипос, вместообраз) плоти Христовой, которая, по Клименту, есть "Церковь изначальная, духовная ,созданная прежде солнца и луны"; иными словами "Церковь изначальная, духовная ,созданная прежде солнца и луны" = плоть Христова = плоть христиан = снимок Христов в Духе = отпечатление, имя или характир Христов в христианине (так же вспомним: Церковь = Имя Христово, как учил святой Михаил Новоселов со ссылкой на Германа Константинопольского); поэтому ипостасное воссияние христианину Христа в Духе = актуализация характира (или Имени) Христова в христианине = актуализации тождества Христа и Церкви (плоти Христовой, которая есть и его, христианина, плоть) = рождение Христа от девы-души-Церкви (Мефодий Патарский, Максим) = обручение Невесты Жениху, завершающееся уже браком (всецелым обожением) в жизни будущего века (Симеон Новый Богослов)
|
|
« Последнее редактирование: 31 Июль 2017, 04:58:06 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #13 : 31 Июль 2017, 10:35:12 » |
|
Что-то кнопки "изменить" и "цитировать" у меня исчезли, а также темы в разделах (появляются только на мгновение). Поэтому и пишу об этом здесь:-)
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #14 : 31 Июль 2017, 11:18:19 » |
|
Что-то кнопки "изменить" и "цитировать" у меня исчезли, а также темы в разделах (появляются только на мгновение). Поэтому и пишу об этом здесь:-)
странно. надо будет проверить.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
|