Кирилл Кострыкин
|
|
« : 17 Февраль 2009, 22:20:37 » |
|
Прошу простить меня за глупый вопрос, но я не совсем понимаю связь между крестной жертвой Христа за наши грехи и Таинством исповеди. Почему участие в исповеди избавляет нас от грехов? Как прощение и разрешение в исповеди связаны с тем, что Христос вознес все наши грехи на древо?
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #1 : 18 Февраль 2009, 00:11:45 » |
|
Мне кажется, это не глупый вопрос, а наоборот, целый ряд довольно сложных вопросов.
+++Почему участие в исповеди избавляет нас от грехов
Не знаю, насколько это правильно, но я бы ответил так. Покаяние -- это возобновление крещения. То есть смысл таинства покаяния сводится (в общих чертах) к смыслу таинства крещения. Смысл таинства крещения (насколько я понимаю учение св. Максима Исповедника в этом вопросе) состоит в исцелении (вызванной грехопадением) неустойчивости человеческой ("ипостасной") воли к Благу. Иначе говоря, в результате грехопадения прародителей (и падений каждого отдельного человека) наша воля приобретает неустойчивость к благому, но устойчивое стремление ко греху, и вообще устремленность не к Богу, а в тварное.
Вот от этой неустойчивости избавляет таинство крещения (и покаяния), придавая человеческой воле устойчивое стремление к Богу (хотя возможность согрешить остается).
В этом смысле и говорится, что таинство покаяния избавляет нас от грехов. То есть оно, во-первых, избавляет нас от последствий наших прошлых грехов, выражающихся в неустойчивости нашей воли. А во-вторых, придавая нашей воле устойчивое стремление к благу, избавляет нас и от будущих грехов, если мы твердо решили не согрешать.
Чтобы не растягивать сообщение, остановимся пока на этом ответе, а потом, по мере сил, ответим и на другие поставленные выше вопросы, и, может, кто-нибудь еще подключится к обсуждению.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #2 : 18 Февраль 2009, 02:03:16 » |
|
+++Как прощение и разрешение в исповеди связаны с тем, что Христос вознес все наши грехи на древо?
Кратко можно ответить так:
тем, что Он не только их вознес два тысячелетия тому назад в Иерусалиме, но таинственным образом возносит их здесь и сейчас в сердце каждого христианина, который присоединил себя к этому предвечно совершаемому таинству покаянием.
Иначе говоря, историческая Голгофа совершается и в вечности. И через эту вечность -- в сердце каждого христианина. Чтобы обновить это таинство в себе и необходимо покаяние.
Устойчивое стремление ко греху, о котором мы говорили ранее, побеждается непреложностью произволения Спасителя через наше соучастие в Его Кресте. От нас нужно только произволение на это соучастие, которое выражается в покаянии.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #3 : 18 Февраль 2009, 09:17:35 » |
|
То есть, если немного обобщить, участие в Таинстве покаяния соделывает нас способными сораспяться Христу, правильно ли я вас понял? Тогда вопрос такой: в какой момент происходит совершение Таинства, когда прощаются грехи, в момент нашего предварительного покаяния (потому что, как мне кажется, исповедь следует за покаянием), в момент произнесения священником формулы "и аз недостойный, властию Его мне данной, прощаю и разрешаю..." или же все-таки в тот момент, когда была совершена Голгофская жертва? Прошу прощения, если это покажется схоластикой, но меня действительно это интересует. Или же все-таки нельзя в точности сказать, когда Господь прощает грехи, это тайна Божия, недоступная нашему пониманию?
Еще один вопрос: все-таки, не совсем понимаю связь между произнесением разрешительной формулы священником и Голгофской жертвой. Получается, ведь, что прощает и разрешает грехи Господь, а священник лишь свидетель? Но зачем тогда нужны слова "властию Его мне данною прощаю и разрешаю"? Благодарю заранее за ответы!
|
|
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2009, 09:19:57 от Брат Кирилл »
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Евгений
|
|
« Ответ #4 : 18 Февраль 2009, 10:22:44 » |
|
+++То есть, если немного обобщить, участие в Таинстве покаяния соделывает нас способными сораспяться Христу, правильно ли я вас понял
не только способными потенциально, но участвующими в сораспятии актуально -- на деле, через то, что совершается внутри нас
+++Тогда вопрос такой: в какой момент происходит совершение Таинства, когда прощаются грехи, в момент нашего предварительного покаяния (потому что, как мне кажется, исповедь следует за покаянием), в момент произнесения священником формулы "и аз недостойный, властию Его мне данной, прощаю и разрешаю..." или же все-таки в тот момент, когда была совершена Голгофская жертва? Прошу прощения, если это покажется схоластикой, но меня действительно это интересует. Или же все-таки нельзя в точности сказать, когда Господь прощает грехи, это тайна Божия, недоступная нашему пониманию
скорее, в момент причащения. Вся литургия (богослужебный круг) -- этапы одного предвечно совершаемого таинства. Как и во всем, что совершается в вечности, в них есть различие, но нет разделения. То есть можно сказать, что означает тот или иной этап, но что он совершает -- нельзя.
+++Еще один вопрос: все-таки, не совсем понимаю связь между произнесением разрешительной формулы священником и Голгофской жертвой. Получается, ведь, что прощает и разрешает грехи Господь, а священник лишь свидетель? Но зачем тогда нужны слова "властию Его мне данною прощаю и разрешаю"?
Это такой свидетель, в котором присутствует Христос. Об этом присутствии и говорят слова "властию Его". Сам Христос через священника воздвигает в нас Крест, на котором совершается прощение и разрешение наших грехов. Об этом, как я полагаю, говорит приведенная выше формула.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #5 : 18 Февраль 2009, 13:50:26 » |
|
Спаси Господи за ответ! Теперь более-менее прояснилось...))
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #6 : 18 Февраль 2009, 13:55:18 » |
|
Хотя, вот еще что хотелось спросить. Интересно, почему только в Русской Церкви существует традиция исповеди перед Причастием? Насколько важно исповедоваться перед Причащением?
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Romeo
|
|
« Ответ #7 : 18 Февраль 2009, 15:57:02 » |
|
Хотя, вот еще что хотелось спросить. Интересно, почему только в Русской Церкви существует традиция исповеди перед Причастием? Насколько важно исповедоваться перед Причащением? 1Кор.11:27-31 С ув., Роман. http://apologiya.orthodoxy.ruhttp://orthodox-man.livejournal.com
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #8 : 18 Февраль 2009, 16:36:40 » |
|
Да, но почему этого нет, скажем, в Элладской или Антиохийской Церквях?
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #9 : 18 Февраль 2009, 18:26:00 » |
|
Хотя, вот еще что хотелось спросить. Интересно, почему только в Русской Церкви существует традиция исповеди перед Причастием? Насколько важно исповедоваться перед Причащением?
Это именно прибамбасы нашей поместной Русской Церкви. канонически отсутствует такое установление как исповедь в качестве обязательного условия при каждом причащении. Обязательная исповедь имела бы смысл при нечастой практике причащения несколько раз в год, хотя сама эта практика опять же противоречит святоотеческой традиции: "Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного." (9 ап. прав.) "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения." (Трулл., 80) "... При сем воспомяните, что в предшествовавшее время отцы наши определили: аще кто мирянин, пребывая во граде, в три воскресные дни, в продолжение трех седмиц, не приидет в собрание, да будет удален от общения церковного." (Сард, 11) о том, почему исторически так сложилось, можно почитать, напр., доклад Шмемана: http://www.liturgica.ru/bibliot/ispoved.html
|
|
« Последнее редактирование: 18 Февраль 2009, 18:39:39 от Андрей Белоус »
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #10 : 18 Февраль 2009, 18:38:32 » |
|
Обязательная исповедь имела бы смысл при нечастой практике причащения несколько раз в год
Так как причащающийся, скажем, четыре раза в большие посты + в день своего Ангела по правилам свв. отцов считается отлученным от общения, ему нужно воссоединиться с Церковью через покаяние.
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #11 : 18 Февраль 2009, 18:46:03 » |
|
Получается, что большая часть Русской Церкви в Синодальный период была отлучена от Церкви, сама того не осознавая.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #12 : 18 Февраль 2009, 18:57:45 » |
|
Получается, что большая часть Русской Церкви в Синодальный период была отлучена от Церкви, сама того не осознавая. Аха. А на таких духовных максималистов, как святитель Игнатий Брянчанинов, который еще в юности взял за правило причащаться каждое воскресенье, смотрели как на не вполне нормальных
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #13 : 18 Февраль 2009, 19:00:30 » |
|
Если не ошибаюсь, по-моему Петр Первый установил, что достаточно причащаться раз в год...
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Андрей Белоус
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 2347
|
|
« Ответ #14 : 18 Февраль 2009, 19:21:42 » |
|
Обязательная исповедь имела бы смысл при нечастой практике причащения несколько раз в год
Так как причащающийся, скажем, четыре раза в большие посты + в день своего Ангела по правилам свв. отцов считается отлученным от общения, ему нужно воссоединиться с Церковью через покаяние. да, и такое покаяние (в добровольном уклонении себя от причащения), кстати, прямо предписывает 2-й канон Антиохийского собора: "Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отврашающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном."
|
|
|
Записан
|
Если желаешь Истинной Жизни, ожидай всегда человеческой смерти (с) Нил Синайский
|
|
|
|