tatiana
|
|
« Ответ #60 : 20 Сентябрь 2009, 12:02:52 » |
|
Не забывайте, есть еще путь деятельной аскетики, и его ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов.
Я не думаю, что это два разных пути. Почему вне Церви нет спасения, несмотря на личную аскетику еретиков? Получается, аскетика без правильного Исповедания не спасительна. Но и с правым Исповеданием без личного подвига погибнешь. Т.е. для спасения необходимо и то, и другое. нет, Дарья, есть два разных пути. И я говорила про два разных пути. А Вы и сейчас говорите лишь об одном из этих путей, как и выше говорили. Конечно, наряду с верным исповеданием и аскетика личная должна быть, личный опыт, об этом и Дмитрий говорил, и seksta. Но я говорила о другом. повторяться не буду. Считаю, что в словах Евгения и моих два пути обрисованы.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ДарЪя
|
|
« Ответ #61 : 20 Сентябрь 2009, 12:12:41 » |
|
Личный опыт тут излишен - ты просто доверяешь святым отцам, и принимаешь их исповедание. Или не принимаешь. Поделитесь, как Вы вышли на доверие Св.Отцам, если можно. Как в Вас родилась эта "дополнительная" вера. Встает проблема понять их. Что понимаю - принимаю (почти все). Но понять какие-то вещи невозможно без соотнесения с личным опытом. Иначе это не будет личным исповеданием. А принять без понимания - опасная практика. я не считаю веру отцам какой-то дополнительной. дополнительная - значит вторичная, не такая важная, т.е. ущербная. я одинаково верю и Писанию и Преданию (отцам). рационально я не могу объяснить механизм веры ни тому, ни другому, ведь вера - это чудо, это дар Божий. Ильин писал: "Бог не выдумывается, не выкомбинировывается..." - то же самое и вера. а Вы можете соотнести с личным опытом, напр., воскресение мертвых? или это не является вашим исповеданием?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ДарЪя
|
|
« Ответ #62 : 20 Сентябрь 2009, 12:17:17 » |
|
Не забывайте, есть еще путь деятельной аскетики, и его ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов.
Я не думаю, что это два разных пути. Почему вне Церви нет спасения, несмотря на личную аскетику еретиков? Получается, аскетика без правильного Исповедания не спасительна. Но и с правым Исповеданием без личного подвига погибнешь. Т.е. для спасения необходимо и то, и другое. нет, Дарья, есть два разных пути. И я говорила про два разных пути. А Вы и сейчас говорите лишь об одном из этих путей, как и выше говорили. Конечно, наряду с верным исповеданием и аскетика личная должна быть, личный опыт, об этом и Дмитрий говорил, и seksta. Но я говорила о другом. повторяться не буду. Считаю, что в словах Евгения и моих два пути обрисованы. Возможно, я не совсем правильно Вас понимаю. Вы считаете, что личная аскетика - это какой-то ообый путь, который ведет к Богу, минуя исповедание веры? Тогда мы возвращаемся к вопросу - возможно ли спасение вне Церкви...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #63 : 20 Сентябрь 2009, 12:43:35 » |
|
Возможно, я не совсем правильно Вас понимаю. Вы считаете, что личная аскетика - это какой-то ообый путь, который ведет к Богу, минуя исповедание веры? Тогда мы возвращаемся к вопросу - возможно ли спасение вне Церкви...
аскетика и верное исповедание - конечно, два неотъемлемых друг от друга составляющих. Никто не говорит о том, что возможно спасение каким-то "урезанным" способом (либо через аскетику, либо через верное исповедание). Наоборот, речь идет о том, что у подвижников, у духоносных людей возможен цельный опыт, который недоступен нам. Они могут знать Божии тайны (то что называется догматикой и т.п.) непосредственным знанием. Необязательно прочитать в книгах или услышать откуда-то извне, что Бог - Троица. Это можно знать непосредственно внутри себя, до-словесным знанием. И о том, что такие духоносные люди находятся вне Церкви, речи нет. Они как бы сами становятся Церковью, и находятся внутри нее. Известно, что некоторые в пустыне причащались от Духа Святого, никогда не являясь в церковные собрания и не приступая к Чаше.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ДарЪя
|
|
« Ответ #64 : 20 Сентябрь 2009, 12:47:59 » |
|
аскетика и верное исповедание - конечно, два неотъемлемых друг от друга составляющих.
именно об этом я и говорю
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #65 : 20 Сентябрь 2009, 13:20:15 » |
|
аскетика и верное исповедание - конечно, два неотъемлемых друг от друга составляющих.
именно об этом я и говорю Но к этим двум составляющим можно идти двумя разными путями - путем изучения богословия отцов, или путем деятельной аскетики. Путь к созерцанию Бога через изучение богословия отцов не исключает личного аскетического опыта (это как бы подразумевается, и априори принимается, что никому не придет в голову рассекать человека как целое и говорить о том, что возможно спасение только через аскетический опыт, или только через верное исповедание). Путь к созерцанию Бога через деятельную аскетику безусловно не исключает знания догматов Церкви. И в нем тоже подразумевается, что присутствуют оба компонента, об отсечении одного из них как бы и речи вообще не идет, как о нонсенсе.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #66 : 20 Сентябрь 2009, 14:11:31 » |
|
как я могу задействовать личный опыт в вопросе принятия доматов? я просто принимаю их на веру, вот и все. я одинаково верю и Писанию и Преданию (отцам) Принять на веру как ориентир для усвоения - это нормально. Думать, что таким принятием ты уже стал "правоверным" - это сомнительно. Что останется от этой правоверности, если, к примеру, поставив конкретный вероучительный вопрос, изолировать человека от возможности подглядеть ответ в святоотеческих текстах? - тут можно услышать достаточно неожиданное исповедание... Вы назовете такого человека еретиком? Который может изложить лишь то, что запомнил близко к тексту. У которого словесные формулы не претворились в умный смысл, не укоренились живым знанием? Для меня принять - это уложить знание в какой-то невербальной форме, сделать из информации "внутренний движитель мысли"... Чтобы стать свободной в словесном оформлении. Я никому не верю персонально (такой у меня склад ума и такое наследие детства с опытом советского обмана). Верю смыслу - т.е. Истине. У Истины есть сила самосвидетельства - та, что от Бога, не от человека. Получается, что Вера (как укорененность в Истине) - это определенное качество умно-душевных сил. Правильная их ориентация. И трезвая оценка своего состояния. Во многих вопросах уместнее для меня сказать "не знаю". Сказать "не знаю" - это ересь (если действительно для тебя вопрос пока открыт)? Как на Ваш взгляд?
|
|
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2009, 14:33:52 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
ДарЪя
|
|
« Ответ #67 : 20 Сентябрь 2009, 14:32:21 » |
|
могу я узнать ответ: Вы можете соотнести с личным опытом, напр., воскресение мертвых? или это не является вашим исповеданием? Принять на веру как ориентир для усвоения - это нормально. Думать, что таким принятием ты уже стал "правоверным" - это сомнительно. Почему? я знаю, что я правоверная, п.ч. моя вера правая, единственно правая. разве ортодоксия зависит от ортопраксии? моя правоверность не уменьшается от моей греховности. Что останется от этой правоверности, если, к примеру, поставив конкретный вероучительный вопрос, изолировать человека от возможности подглядеть ответ в святоотеческих текстах? - тут можно услышать достаточно неожиданное исповедание... В такой ситуации я бы сказала так: не знаю конкретного ответа и выдумывать не берусь, но верую так, как мне Церковь заповедала и при первой же возможности (выход из изоляции:)) выясню это. Вы назовете такого человека еретиком? Который может изложить лишь то, что запомнил близко к тексту. У которого словесные формулы не претворились в умный смысл, не укоренились живым знанием? Если человек сознательно искажает православное учение и упорствует, когда ему указывают на ошибки - да, он еретик. Если по скудоумию сказал ересь - нет. Был случай в каком-то патерике, когда братия возроптала на священника за его еретические проповеди, а оказалось, что он не еретик, а просто туповат. А вообще хотя бы в объеме Символа Веры вероучение Церкви общеизвестно. Для меня принять - это уложить знание в какой-то невербальной форме, сделать из информации "внутренний движитель мысли"... Чтобы быть свободной в словесном оформлении.
Я никому не верю персонально (такой у меня склад ума и такое наследие детства с опытом советского обмана). Верю смыслу - т.е. Истине. У Истины есть сила самосвидетельства - та, что от Бога, не от человека. Вы не считает Истиной человеческие свидетельства? и Писание, и Предание - все через людей. Получается, что Вера (как укорененность в Истине) - это определенное качество умно-душевных сил. Правильная их ориентация.
если вера - это правильная ориентация... может ли она быть у еретиков?
|
|
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2009, 14:35:25 от ДарЪя »
|
Записан
|
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #68 : 20 Сентябрь 2009, 15:02:01 » |
|
"Знание без делания - демоническое богословие".
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #69 : 20 Сентябрь 2009, 21:42:06 » |
|
Почему? я знаю, что я правоверная, п.ч. моя вера правая, единственно правая. ОТКУДА Вы это узнали - что ваша вера единственно правая? Тоже просто поверили? Личный опыт тут излишен - ты просто доверяешь святым отцам, и принимаешь их исповедание. Или не принимаешь. У монофизитов другой "набор святых отцов". "Наши" - у них еретики и наоборот... Ваш тезис изначального доверия св. отцам (абсолютного, не нуждающегося ни в каком ином подтвердждении, кроме безрассудной веры) в этой монофизитской ситуации обернется вероучительным крахом. Возможности проверки и разворота такая "вера в отцов" не подразумевает. Что-то не так в вашем исходном посыле... - Что останется от этой правоверности, если, к примеру, поставив конкретный вероучительный вопрос, изолировать человека от возможности подглядеть ответ в святоотеческих текстах? - тут можно услышать достаточно неожиданное исповедание...
- В такой ситуации я бы сказала так: не знаю конкретного ответа и выдумывать не берусь, но верую так, как мне Церковь заповедала и при первой же возможности (выход из изоляции:)) выясню это. Получаеся, что ваше исповедание - это набор информации, пополняется чисто количественно. Нет выхода на христианский гносис, который является, на мой взгляд, не просто теоретической информацией, но меняет сознание и общее состояние человека и этим исполняет функцию спасения. P.S. Вы простите, что я так "цепляюсь". Мне интересно, как в Вас функционирует эта вера в святых отцов, на что она опирается. Во мне такой веры нет (есть другая). Вот и хочется Вас понять. Если вам надоело, то можно не отвечать...
|
|
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2009, 21:50:32 от seksta »
|
Записан
|
|
|
|
ДарЪя
|
|
« Ответ #70 : 20 Сентябрь 2009, 22:06:00 » |
|
ОТКУДА Вы это узнали - что ваша вера единственно правая? Тоже просто поверили? да, верю. а Вы можете провести эксперимент, с помощью которого можно установить единственность веры опытно? У монофизитов другой "набор святых отцов". "Наши" - у них еретики и наоборот... Ваш тезис изначального доверия св. отцам (абсолютного, не нуждающегося ни в каком ином подтвердждении, кроме безрассудной веры) в этой монофизитской ситуации обернется вероучительным крахом. Возможности проверки и разворота такая "вера в отцов" не подразумевает. Что-то не так в вашем исходном посыле...... у еретиков другие системы координат. конечно, вера отцам может проверяться их соотвествием Евангелию, но ведь такая проверка тоже субективна. если монофизит верит в божество, которому чуждо человеческое - у нас просто разные боги, что ж тут поделать? неужели Вы считаете, что монофизиту можно какой-то проверкой или опытом доказать, что он ошибается? Получаеся, что ваше исповедание - это набор информации, пополняется чисто количественно. Символ Веры на соборах тоже пополнялся количественно. Что в этом плохого? Нет выхода на христианский гносис, который является, на мой взгляд, не просто теоретической информацией, но меняет сознание и общее состояние человека и этим исполняет функцию спасения.
святоотеческое исповедание, очевидно, меняет мое сознание, но это происходит уже после того, как я поверила и Писанию и Преданию (это и был выход на гносис) но Вы так и не рассказали, как вам удалось опытно выйти на знание о воскресении мертвых.
|
|
« Последнее редактирование: 20 Сентябрь 2009, 22:08:13 от ДарЪя »
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #71 : 20 Сентябрь 2009, 22:22:24 » |
|
Вы можете соотнести с личным опытом, напр., воскресение мертвых? или это не является вашим исповеданием? Сложно ответить. Я по-другому, чем вы, вижу сам вопрос. Я в поисках всегда ориентировалась на самый общий смысл. Глобальный. Выбирала не веру (не было у меня веры) - выбирала самое глубокое, на мой взгляд, вероучение. Выбрала христианство за Боговоплощение, за то, что страдания получаются в этой системе не пустые, и еще за то, что ценится плоть, что плоть имеет выход на вечное бытие . А это ведь и есть суть тезиса воскресения мертвых - что воскресение во плоти. Сначала все имело вид теории. Потом появился опыт, который перевел теорию в веру. Этот опыт касался не конкретных пунктов (никаких таких контактов с загробным миром... ) Он просто подтвердил реальность мироустройства, как его мыслит христианство. В цельном христианстве, которое я выбрала, смерти, "как таковой" уже не было. Если бы из саддукеев туда подалась, тогда этот вопрос имел бы смысл. Не очень у меня получилось Вам ответить. Простите.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #72 : 20 Сентябрь 2009, 22:28:23 » |
|
неужели Вы считаете, что монофизиту можно какой-то проверкой или опытом доказать, что он ошибается? Если он руководствуется вашим способом исповедания (целиком довериться внешнему непогрешимому авторитету в вопросах веры) - тогда невозможно. Имею надежду, что не все так поступают. Сама имею скептический склад ума. Для начала, видя ситуацию наличия "правоверных" и "еретиков", допускаю вариант, что еретиками могут оказаться как те, так и другие. Не могу просто взять и поверить одной из сторон.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
ДарЪя
|
|
« Ответ #73 : 21 Сентябрь 2009, 23:36:49 » |
|
неужели Вы считаете, что монофизиту можно какой-то проверкой или опытом доказать, что он ошибается? Если он руководствуется вашим способом исповедания (целиком довериться внешнему непогрешимому авторитету в вопросах веры) - тогда невозможно. так ведь можно выбирать между внешними авторитетами. тут как раз поле для реализации скепсиса. Сама имею скептический склад ума. Для начала, видя ситуацию наличия "правоверных" и "еретиков", допускаю вариант, что еретиками могут оказаться как те, так и другие. Не могу просто взять и поверить одной из сторон. Вы ведь все равно верите одной из сторон, не так ли? Значит, был все-таки момент, когда Вы просто ввзяли, и поверили Когда я ознакомилась с учением новомучеников-катакомбников и сергиан, я сделала свой выбор... но это сложно объяснить рационально - почему я поверила именно этим, а не другим, почему одни стали для меня авторитетом, а другие - нет, почему одних почитаю святыми - а других еретиками...
|
|
|
Записан
|
|
|
|
seksta
|
|
« Ответ #74 : 22 Сентябрь 2009, 01:44:09 » |
|
Вы ведь все равно верите одной из сторон Можно вообще не делить "на стороны". Рассматривать конкретные вопросы и определяться по отношению к ним. Значит, был все-таки момент, когда Вы просто ввзяли, и поверили Я бы высказалась иначе - есть круг авторов, которые меня силой пленили (богословской силой). Наткнулась на текст, где говорится о Боге "не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении движимой духом силы". Это был текст Дионисия Ареопагита с комментариями Максима Исповедника. С них и пошло. Где силу чую - туда и двигаюсь. Когда я ознакомилась с учением новомучеников-катакомбников и сергиан, я сделала свой выбор... Спасибо, что поделились. Божьей вам помощи в вашем пути.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|