4.
Человеку надобно, так сказать, пройти двенадцать ступеней, и потом достигнуть совершенства. Потом благодать снова начинает действовать слабее, и человек нисходит на одну ступень, и стоит уже на одиннадцатой. А иной, богатый благодатью, всегда день и ночь стоит на высшей мере, будучи свободен и чист, всегда пленен и выспрен. И теперь человек, которому показаны оные чудеса, и который изведал их опытно, если бы так было с ним всегда, не мог бы уже принять на себя домостроительства слова или иного какого бремени, не согласился бы ни слышать, ни позаботиться, по обыкновению, о себе и об утрешнем дне, но только стал бы сидеть в одном углу, в восхищении и как бы в упоении. Посему-то совершенная мера не дана ему, чтобы мог он заниматься попечением о братии и служением слову, разве только разорено уже средостение ограды и смерть препобеждена.
О каких 12 ступенях говорит Макарий? Макарий упоминает о них, как о чем-то уже известном для читателя либо из его сочинений, либо из известных источников. Но другого известного источника нет. Если бы он был и был широко известен, то о нем бы упоминал не только Макарий, но и другие отцы. Остается предположить, что Макарий уже ранее описывал 12 ступеней в другом своем сочинении. И таким сочинением скорее всего является известное Первое послание Макария (Послание к чадам), на которое ссылается прп.Исаак Сирин в "Словах подвижнеческих":
"И сие-то святой Макарий с великою предусмотрительностию и рачительностию явственно написал на память и в наставление братиям, чтобы, во время изменения в противное, не впадали в отчаяние, потому что и со стоящими на степени чистоты, как с воздухом охлаждение, приключаются всегда падения, между тем как нет в них нерадения или послабления себе; напротив же того, даже когда соблюдают они чин свой, случаются с ними падения, противные намерению собственной их воли.
...Авва Макарий пишет ко всем своим чадам возлюбленным и ясно научает, какое о них Божие Домостроительство во время браней и благодатной помощи"
Я знаком с предисловием Дунаева к Макариевскому корпусу, в котором он подробно исследует это Послание да и сам корпус на предмет авторства и на этом основании исключил Послание к чадам из Макариевского корпуса. Конечно, он прав с точки зрения логики современного научного богословия. Но нас интересует на авторство текстов, а их внутреннее духовное содержание и вазаимосвязь по духу, а не по букве.
Если посмотреть Послание к чадам, то там первые 12 ступеней относятся с точки зрения отцов-исихастов к этапу очищения. И в Духовных беседах Макарий также пишет о 12 ступенях, которые предшествуют достижению совершенства -
"Человеку надобно, так сказать, пройти двенадцать ступеней, и потом достигнуть совершенства". Не сказано, что для достижения совершенства надо пройти 12 ступеней, а сказано, что надо сначала пройти 12 ступеней и после этого достигнуть совершенства. И в Послании к чадам тоже говориться, что после 12 ступеней очищения в духовной брани с лукавыми помыслами человеку открывается путь к молитвенному созерцанию и стяжанию совершенства
"После этого [Святая] Сила начинает открывать сердцу Небесное: как следует молиться и петь псалмы. Она также являет будущие почести, [ожидающие] тех, кто стойко выдержал [все испытания ... После этого Она начинает открывать сердцу муки тех, которые подвергаются [вечному] наказанию, и многое другое, о чем я не могу сказать, но что подвизающийся [обязательно] познает на опыте ... Тогда Утешитель полагает пределы чистоты души и прочих членов. Он [дарует иноку] великое смирение души, ... хранение уст, исцеление ног, чтобы прямо [ходил он стезями своими], праведность рук, служение молитв, умерщвление тела и бдения. [Все] это [Утешитель] преподает с мерой и различением, без всякого смятения и в [полном] покое.".
Послание к чадам содержит 17 пунктов, из которых 12 описывают ступени возрастания инока в духовной брани, а следующие описывают уже не ступени а перечисляют те откровения Духа, которые даются подвижнику, преодолевшему 12 ступеней и ступившему на путь созерцания. В 15-ом пункте гворится о том, что даже после всех даров Духа возможно падение:
"Если же [человек начинает] в мысли своей пренебрегать [благими] устроениями [Святого] Духа, тогда Сила [Божия] вновь удаляется от него. Затем опять брани и смущения вторгаются в сердце, а телесные страсти, возбуждаемые [внутренними] волнениями, посеянными в нем врагами, приводят его в смятение".
Это соотвествует упоминанию Макария в духовных беседах - "
Потом благодать снова начинает действовать слабее, и человек нисходит на одну ступень, и стоит уже на одиннадцатой".Преподобный Иссак ссылается на Послание к чадам, чтобы показать, что даже те, кто стяжал высокие дары Духа, продолжают искушаться по промыслу Божьему и могуть падать.
А для темы о ступенях аскетики у Каллиста можно сделать вывод. что 12 ступеней Макария описывают ступени очищения подвижника, предшествующие ступеням созерцания.