azamat
|
|
« : 16 Февраль 2009, 07:02:52 » |
|
Во французском тексте получается (если буквально) так: "Женщина,что имеется между Мной и Тобой?"
Может ли нести какой-то иной смысл предлог entre?
Почему в женевской Библии выходит такое странное предложение: "Femme,qu`y a-t-il entre moi i toi?"?
Сравним с Вульгатой:
Jerome's Latin Vulgate (405 A.D.) 4 et dicit ei Iesus quid mihi et tibi est mulier nondum venit hora mea
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #1 : 26 Февраль 2009, 01:12:26 » |
|
Во французском тексте получается (если буквально) так: "Женщина,что имеется между Мной и Тобой?" Может ли нести какой-то иной смысл предлог entre? Почему в женевской Библии выходит такое странное предложение: "Femme,qu`y a-t-il entre moi i toi?"? Сравним с Вульгатой: Jerome's Latin Vulgate (405 A.D.) 4 et dicit ei Iesus quid mihi et tibi est mulier nondum venit hora mea
Интересно, особенно в свете того, что разговор идет между Иисусом и Его матерью. Который, в силу заповеди о "почитании родителей" - просто не мог быть груб в подобном диалоге. Самое интересное, что выражение - "Femme,qu`y a-t-il entre moi i toi?" - является калькой с ивритского - "מַה לִּי וָלָךְ" (ма ли валах), эта фраза частенько употребляется в Танахе... ой... sorry... в Ветхом Завете. Она может значить, в зависимости от контекста, следущее: 1) Что нам делить между собой; 2) Почему ты вообще обращаешься ко Мне с подобной просьбой?; Второй вариант, в данной ситуации, более предпочтительнее, я думаю, т.к. сразу за этой репликой идет пояснение: Ибо еще не пришел час Мой.
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #2 : 26 Февраль 2009, 01:55:39 » |
|
т.е.речь идёт о неблаговременности просьбы?
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #3 : 26 Февраль 2009, 02:40:24 » |
|
т.е.речь идёт о неблаговременности просьбы?
Скорее - да, но можно попытаться расширить понимание, рассмотрев все подобные фразы в Библии, но увязав их с осознанием, что Иисус-то все-таки говорил с матерью. Вот, идентичная реплика адресованная пророку Илие: 3-я Царств, 17:18 "И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришел ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего". В оригинале также - "ма ли валах".
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #4 : 31 Май 2009, 21:22:41 » |
|
и бесы вроде говорили Иисусу: что нам и Тебе,что пришёл раньше времени мучить нас (как-то так,не помню точно).
значит идиома "что мне и тебе" всегда связана со временем.
у Кавасилы эта фраза приводится как доказательство власти обоженной Марии над временем,такой власти,что Она могла подвигнуть Сына совершить искупление раньше назначенного.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #5 : 31 Май 2009, 22:04:45 » |
|
и бесы вроде говорили Иисусу: что нам и Тебе,что пришёл раньше времени мучить нас (как-то так,не помню точно).
Нет, это разные фразы: "Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин?".
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #6 : 07 Август 2009, 19:25:49 » |
|
Вот еще один вариант понимания данной ситуации, но при условии арамейского прототекста Иоанна, в чем лично я сомневаюсь.
"Несколько другую окраску принимает и описание чуда в Кане, где Иисус, будучи гостем на свадебном пиршестве, превратил воду в вино. Как читатель помнит, на просьбу Матери Иисус ответил (Ин. 2:4): «Что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой». Современные комментаторы пишут, что Иисус дал Матери понять, что не пришло ещё время Его явить Свои способности миру. Но Арамейское слово «шаа» переводится и как «час», и как «время», но и как «очередь».
Lamsa объясняет этот эпизод семитским обычаем приносить новобрачным подарки в виде еды и вина. Небогатые семьи, призывая гостей на свадебный пир, рассчитывали, что гости скомпенсируют скудость угощения, принося его с собой. Эти подарки преподносились гостями по очереди. Иисус имел в виду, что Его очередь преподнести принесённое вино ещё не пришла, в то время, как Мария, видимо, усмотрела некоторую заминку в разливании вина и хотела устранить это небольшое неудобство.
Английский перевод, содержит, кроие того, довольно заметную бестактность: «Woman, what have I to do with Thee?” Обращение к Матери просто как «Женщина» звучит грубовато. В Арамейском языке употреблено слово «Аmmа», являющееся вежливой формой обращения к старшим, например, к родителям. Ему, вероятно, соответствует Русское «Матушка».
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
bar-ieremias
|
|
« Ответ #7 : 09 Август 2009, 00:06:25 » |
|
В Арамейском языке употреблено слово «Аmmа», являющееся вежливой формой обращения к старшим, например, к родителям. Ему, вероятно, соответствует Русское «Матушка».
а откуда мы знаем, что употреблено, а что не употреблено, речь то об арамейском прототексте - гипотезе ( причем для Евангелия от Иоанна даже его не восстанавливают ). p.s. не amma, а `imma
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Новиков Павел
|
|
« Ответ #8 : 09 Август 2009, 13:06:58 » |
|
а откуда мы знаем, что употреблено, а что не употреблено, речь то об арамейском прототексте - гипотезе ( причем для Евангелия от Иоанна даже его не восстанавливают ).
|
|
|
Записан
|
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (от Матфея 7:12).
|
|
|
|
bar-ieremias
|
|
« Ответ #10 : 24 Август 2009, 13:52:53 » |
|
Во-первых: если честно, уже напрягает эта путаница между различными арамейскими диалектами, сирийским, современным ассирийским языками, которую распространяют ассирийцы и дилетанты, читающие их писанину. Павел, почитайте пожалуйста статью С. В. Лезова "Арамейские языки". Она есть на biblicalstudies.ru. Там говорится о том, что есть иудео-арамейский и галилейский диалекты, а что - сирийский язык и современные ассирийские диалекты.
Во-вторых: в приведенной Вами ссылке слово "жена" записано кириллицей как 'атта, значит в латинице его следует записывать как 'atta, а не 'amma.
В-третьих: слово `atta ( на сирийском ) `ittetha ( на иудео-арамейском, как вавилонском, так и на диалектах Палестины ) означает "женщина, жена" ( J. P. Smith, a Compendious Syriac Dictionary; M. Jastrow, a Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature ), но никак не "мать/матушка".
|
|
« Последнее редактирование: 24 Август 2009, 14:03:15 от bar-ieremias »
|
Записан
|
|
|
|
|