azamat
|
|
« : 24 Март 2009, 04:29:20 » |
|
Прп. Никодим Святогорец, комментарий к введению к канонам 7-го Вселенского Собора («Пидалион»):
«Святые иконы не нуждаются в помазывании миром или освящении молитвами архиерея. Во-первых, потому, что мы поклоняемся святым иконам не по причине их помазания миром или освящения молитвами, но как только видим святую икону, тотчас, ничего не спрашивая о мире и молитве, поклоняемся ей, ради имени святого и ради подобия [иконы] Первообразу… Лобызая святую икону, не [освященную] молитвой, и с почтением поклоняясь ей, мы приобщаемся освящения, будучи возводимы к чести Первообраза именем, [надписанным на] иконе… Во-вторых, святые иконы не нуждаются в молитве и миропомазании, потому что, согласно [патриарху] Досифею… только беззаконные паписты делают иконы при помощи молитв и каких-то составов… Видишь, что молитва, которая читается над святыми иконами, есть [дело] папистское, а не православное? И новейшее [изобретение], а не древнее? Потому-то таковой молитвы нигде не обретается в древних рукописных Евхологиях, а мы заметили, что нет ее и в Евхологиях, напечатанных сто лет назад. Итак, ясно, что святые иконы не нуждаются в [освящении] молитвой и миром, как и живописуемые на стенах церквей образы, и в приделах, и во дворах их, и просто на путях и на дверях, и на священных сосудах, никогда не миропомазываются и не [освящаются] молитвой, и притом почитаются всеми посредством относительного поклонения, ради подобия их первообразам... Латиняне дурно поступают, не надписывая имен святых на своих иконах, поскольку по определению настоящего [т.е. 7-го Вселенского] Собора икона уподобляется первообразу, а также освящается, как характиром, так и именем изображаемого».
Недопустимо и разделять характир и имяначертание.
а именно это и делает некоторые,говоря:
"Если икона не надписана, то это не икона."
"Согласно постановлениям 7 Вс собора икона должна быть написано соответственно своему характиру (праздники, чин святости и т.д.), а освящается надписанием титла, которое и относит данный образ к божественному первообразу. Поэтому человек нарисованный на доске будет просто, допустим благочестивый человек или там монах, а если надписать преп. Герасим, то это будет образ преподобнаго Герасима."
"икона со стертой надписью, перестает быть иконой в прямом смысле слова."
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #1 : 24 Март 2009, 04:30:08 » |
|
что это? конечно,отрицание обоженности характира.
это напрямую противоречит Трульскому собору.
характир ипостаси уже подразумевает имя этой ипостаси,а имя-характир.
здесь единство поклонения неразрывно даже при формальном отсутствии одного из них.
надписывать имя канонически стало нужно,но нельзя делать вывод,что при формальном отсутствии имяначертания характир на иконе перестаёт быть обоженным (=что и означает "перестаёт быть иконой").
на 7-м Вселенском соборе цель обязательного имяначертания была не в том,чтобы не иконы сделать иконами, а чтобы показать иконоборцам и навсегда вбить в умы чад ПЦ,что икона не только помогает напоминать об изображённой ипостаси,но что икона покланяема так же,как покланяемо имя ипостаси (=сама ипостась).
как в ветхом завете была дощечка с имяначертанием Всемогущего,так и ныне икона продолжает богослужебную традицию иудеев,включив в себя и обоженные характиры Воплощённого и тех,кто в Нём.
ранее же включаемы в культ были только видимые символы (как бы характиры) святых херувимов, которые с двух сторон окружали имяначертание Имеющего воплотиться.
Церковь потому и отказалась от символических изображений Христа,чтобы подчеркнуть святость Его характира.
и чтобы мы не покланялись всем изображённым мужчинам с бородой и женщинам с детьми на руках, Церковь установила канон.
и если образ каноничен,значит Церковь признаёт в нём характир изображённой ипостаси. а характир в силу обоженности покланяем,как и имяначертание.
к примеру,представим себе икону. кто-то сотрёт имяначертание. мы выбросим её,потому что она автоматически не икона?
это иконоборчество,поскольку Божество присутствует и в характире,а чрез Бога (=Божество,Благодать) присуствует и изображённая ипостась.
а если кто-то сотрёт изображение,но имяначертание останется, мы перестанем ей покланяться,решив,что она уже и не икона?
это тоже иконоборчество (=имяборчество),так как Божество присутствует в имяначертании Иисуса и святых.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Г е о р г и й
|
|
« Ответ #2 : 24 Март 2009, 10:27:00 » |
|
характир ипостаси уже подразумевает имя этой ипостаси,а имя-характир.
здесь единство поклонения неразрывно даже при формальном отсутствии одного из них…
И это Церковь Духом Святым знала всегда. Но учителям Церкви пришлось разъяснять и это все, когда враг стал сеять плевелы ересей в чистое знание Церкви о иконопочитании.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Romeo
|
|
« Ответ #3 : 24 Март 2009, 11:53:26 » |
|
Недопустимо и разделять характир и имяначертание.
Оно то так, но что делать, если Лик не узнаваем? Конкретный пример: есть у нас в храме икона без положенного имяначертания над нимбом. Я всё время думал, что изображен Христос. И только спустя какое-то время заметил внизу неприметное именование, что это Иоанн Креститель. А в РПЦ с известного времени писали иконы св. вмч. Екатерины с Екатерины-II. Представь себе, что не надписали бы имя. Ты считал бы такой лик обоженным? Являлся бы он ипостасной идиомой??
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #4 : 24 Март 2009, 14:56:42 » |
|
Азамат, неужели правда поклонение иконе=поклонение Богу?! Мне это все очень странно слышать...
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Romeo
|
|
« Ответ #5 : 24 Март 2009, 17:14:01 » |
|
Азамат, неужели правда поклонение иконе=поклонение Богу?! Мне это все очень странно слышать...
А страшно Вам слышать, что икона - это Бог?
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #6 : 24 Март 2009, 17:16:31 » |
|
А страшно Вам слышать, что икона - это Бог?
Признаюсь - очень страшно! Разум начинает просто неистовствовать...
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Romeo
|
|
« Ответ #7 : 24 Март 2009, 17:36:35 » |
|
А страшно Вам слышать, что икона - это Бог?
Признаюсь - очень страшно! Разум начинает просто неистовствовать... Просто тот язык, на кот. мы ведём полемику с протестантами далеко не всегда = языку собственно православного богословия. Поэтому если смотреть сквозь призму диалога с баптистами книга Кураева и неплохая. Но неявляется догматически безупречной именно потому, что сами протестанты считают икону - предметом искуства, т.е. доской и красками, а в таком случае да - мы не поклоняемся им.
|
|
|
Записан
|
Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал. 1 : 8 )
|
|
|
Кирилл Кострыкин
|
|
« Ответ #8 : 24 Март 2009, 17:49:20 » |
|
Ну, в общем, понятно. Я понял только одно: чтобы баптист стал православным, должно произойти действительно настоящее чудо! Потому что если объяснять им на языке православного богословия - они всего этого просто не поймут. Об идиомах ипостаси и характирах с ними лучше и не говорить - скажут, что это все философия и демагогия. Для них все просто - если в Библии на это дается добро - значит можно, если не дается - нельзя. Если бы в Библии было сказано, что нужно покланяться статуям Аполлона или Артемиды - они бы поклонялись, только потому, что это предписывается Библией. Для них сама Библия - это фетиш и вполне подменяет собой Бога.
|
|
|
Записан
|
"Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии" (Преподобный Исаак Сирин).
|
|
|
Попков Роман
Пользователь
Offline
Сообщений: 92
|
|
« Ответ #9 : 24 Март 2009, 18:45:39 » |
|
Хм, а чем такое отношение баптистов к Библии (иногда превращающееся в какое-то библиопоклонство) существенно отличается от представленного отношения к иконе?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #10 : 24 Март 2009, 19:04:22 » |
|
Хм, а чем такое отношение баптистов к Библии (иногда превращающееся в какое-то библиопоклонство) существенно отличается от представленного отношения к иконе?
ничем. икону тоже нужно понимать так,как св.отцы. иначе получится идолопоклонство или иконоборчество первой и второй волны.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #11 : 24 Март 2009, 19:11:29 » |
|
Азамат, неужели правда поклонение иконе=поклонение Богу?! Мне это все очень странно слышать...
мы покланяемся святым,библии,иконе не самим по себе,не их тварной сущности,а Божеству,почивающему в них. поэтому,не имея в виду их тварную сущность,мы именуем всех их Богом по энергии в силу их причастия Духу. если нет такого понимания,такого богословия,то поклонение получится твари. а это уже грех,нарушение 2 заповеди.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Попков Роман
Пользователь
Offline
Сообщений: 92
|
|
« Ответ #12 : 24 Март 2009, 19:15:36 » |
|
Да и из святых отцов сделали идолов. Библия и превратилась в книжку для поклонения.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #13 : 24 Март 2009, 20:58:22 » |
|
Недопустимо и разделять характир и имяначертание.
Оно то так, но что делать, если Лик не узнаваем? Конкретный пример: есть у нас в храме икона без положенного имяначертания над нимбом. Я всё время думал, что изображен Христос. И только спустя какое-то время заметил внизу неприметное именование, что это Иоанн Креститель. А в РПЦ с известного времени писали иконы св. вмч. Екатерины с Екатерины-II. Представь себе, что не надписали бы имя. Ты считал бы такой лик обоженным? Являлся бы он ипостасной идиомой?? если Лик не узнаваем,то кому молиться? согласен,что имяначертание в этом плане способствует точности. но до 7 Вселенского собора иконам поклонялись и им молились, хотя имяначертание ещё не было каноническим предписанием. характир-это не фотография. здесь не нужна натурализированная точность. иначе получится живоподобие. характир вполне может быть схематичным. когда глаз намётан,то,несмотря на приближенность ликов,всё равно как-то узнаёшь почти каждого святого. икона остаётся освящённой до тех пор,пока не уничтожится либо характир,либо имяначертание. тогда либо нужна реставрация,либо-огонь.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #14 : 24 Март 2009, 20:58:55 » |
|
Да и из святых отцов сделали идолов. Библия и превратилась в книжку для поклонения.
а что такое идол?
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
|