azamat
|
|
« : 22 Март 2009, 11:52:27 » |
|
Блаж. Феофилакт. Толкование на Деяние апостолов:
"5. Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, не по мнозех сих днех.
Сказав, чтобы они ждали обетования Отча, которое слышали от Господа, Он прибавил: яко Иоанн крестил есть водою и т.д., и этим ясно показывает свое отличие от Иоанна и уже не так прикровенно, как прежде, когда говорил: мний во царствии небеснем, болий его есть (Матф. 11, 11). Теперь же ясно говорит: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым, и показывает, что даже и они стали больше Иоанна; так как и они имели крестить Духом Святым. Не сказал: имам крестити вас Духом Святым, но: имате креститися, всюду оставляя нам образцы смирения; так как из свидетельства Иоаннова известно уже, что крещающим был Господь: той вы крестит Духом Святым и огнем (Матф. 3, 11). Как же сказано: имате креститися, когда воды в горнице не было? Так сказано потому, что здесь разумелось собственно крещение Духом, чрез которого становится действенною и самая вода, подобно тому, как и о самом Господе говорится, что Он помазан, тогда как Он никогда не был помазуем маслом, но принял Духа. Впрочем можно доказать, что и апостолы крестились не только Духом, но и водою, только в разные времена. Над нами то и другое (крещение) совершается в одно время, а тогда совершалось и раздельно; потому что апостолы сначала крестились от Иоанна водою, а потом и Духом Святым. Почему же Господь не объявил, когда сойдет Дух Святый, а говорит только: не по мнозех сих днех? Не по мнозех сих днех - говорит для того, чтобы они не впали в уныние; а не сказал определенно, когда сойдет Дух Святый, для того, чтобы, ожидая Его, они постоянно бодрствовали. Итак, что же удивительного в том, что Он не говорит им о конечном мире, когда, по указанной нами причине, не хотел объявить и этого близкого часа? Выражение: креститися означает обилие и как бы богатство общения Духа Святого, как и крещаемый в воде, погружаясь всем телом, чувственно как бы ощущает это, тогда как просто принимающий воду орошается не всецело, не по всем местам (своего тела). Итак, в том, что теперь сказано, нет противоречия с тем, что говорится в божественных евангелиях; ибо ясно, что хотя, по воскресении Христа из мертвых, и сказано апостолам: приимите Дух Свят, и они приняли Его; но там так и сказано, что они приняли Духа Святого. Здесь же выражение: креститися Духом, означает излияние и богатство благодати руководить других, которую Господь даровал им, взойдя ко Отцу. Как, имея веру, они приходят к Нему и говорят: приложи нам веры: так и здесь к тому общению Духа, какое уже имели, они получили, по сошествии на них Святого Духа, приложение более сильного единения с Ним."
это место показывает,что Таинства могут быть даны в разделённом во времени виде, как и было во времена оно:
в начале в обязательном начертании (вода как символ плотской смерти и Божественной Жизни), а потом боготворящим Святым Духом.
апостолы соединились с формой Таинств: крестились в Иордане и даже причастились реального тела и крови Жертвы.
но действенность Таинств в них стала возможной только в Пятидесятницу, когда формы Таинств наполнились нетварным Содержанием.
так и еретики причаствуются форме (омываются водой с тринитарной крещенской формулой,помазываются миром), затем,покаявшись в ересях, через православного архиерея (или иерея,который подчиняется православному архиерею) причаствуются пятидесятнице,получают Святого Духа.
Таинство Священства тоже было дано в разделённом виде.
апостолы были собраны,избраны из числа званых,посылаемы с проповедью и исцелениями, но Святого Духа в этом служебном деле получили только по Воскресении,когда Первосвященник дунул на них и сказал: "приимите Дух Свят..."
так и еретики,получившие рукоположение,чаще приемлются в Церковь без повтора формы.
а посколько это лишь форма,то разные Поместные Церкви решают сами, повторять ли форму,либо не повторять (т.е.принимать третьим чином через покаяние).
Елеоосвящение,думаю,стоит в одном ряду с силой исцеляющей воды в Вифезде, действуемой ещё до воплощения,искупления,пятидесятницы.
Бог соединяет промышляющую силу с материальной стихией.
так что,наверное,благотворное (но ещё не спасительное) действие Елеоосвящения присутствует и у еретиков.
то же самое,полагаю,касается и Таинства Брака и пострижения в монашество,связанное с обетами Богу.
они и у еретиков,возможно,действенны.
относительно же Евхаристии всё сложнее.
с одной стороны свт.Николай Кавасила прямо пишет,что можно совершенно бесполезно вкушать тело и кровь Жертвы,не получая от сего никакой пользы,поскольку Святой Дух освящает только способных восприять действие Таинства.
в этом случае можно,наверное,верить,что у некоторых еретиков,молящих Бога о св.дарах и верующих в пресуществление, происходит действительное пресуществление св.даров в тело и кровь.
но действовать Таинство будет синергично,то есть не без человеческой воли и способности вместить Невместимое.
ересь же этому мешает,будучи смертным грехом.
с другой стороны,пресуществление у еретиков может и не происходить потому,что Бог волен не действовать в Своих именах,как это было у заклинателей иудейских,дерзнувших изгнать беса из человека именем Иисусовым,но только пострадали от этого.
т.е.еретики могут молить Бога о св.дарах (например,восходящая эпиклеза в латинском обряде католиков или восточная эпиклеза в восточных обрядах католиков,миафизитов,несториан...), но призываемое ими Божье имя будет недействующим.
я склоняюсь к той версии,где св.дары пресуществляются (у католиков и миафизитов), хотя и не имеют пользы потому,что
1. эпиклеза по форме у некоторых сохраняется, 2. остаётся вера в само пресуществление, 3. о пресуществлении свидетельствуют чудеса,когда на хостии иногда проявляются акциденции крови.
|