поскольку смерть могла явиться не сама по себе, а только в теле, то Слово облеклось для сего в тело, чтобы, обретши смерть в теле, истребить ее.
Получается, тело - место встречи Слова со смертью. Почему и понадобилось воплощение. Но встретиться со смертью можно только там, где эта смерть - реальность.
По православному, Христос принял человеческую природу такой какой она была до падения Адама, и такую какой она будет после воскресения.
Природа не имеющая греха. Не имеющая жала смерти (это так, или я ошибаюсь?)
Как же Христос победил смерть, если не имел к ней доступа?
Вообще, это тайна - как тут все происходит. Встреча со смертью несомненно была. И даже еще раньше Креста - в Гефсимании. Смертельный ужас и кровавый пот...
Тут прячется какая-то тайна. Событие встречи со смертью в особом акте (то что раньше звали мистерией). Смерть (встреча с ней) - некое событие в жизни человека, когда человек умирает не только телом, но у него и душа как-то смертью побеждается. Умерщвляется смертельной тоской. Дело тут не только в физическом уничтожении жизни, в болезни и разрушении - тут онтологическая встреча БЫТИЯ с НЕБЫТИЕМ.
Сознание Христа устояло, потому что было БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКИМ. В этом суть Гефсимании. Христос, проживая ТАИНСТВА (=Мистерии) человеческой природы, связывал их с реальностью своей Природы. В этом дело спасения.
А Голгофа - физическая смерть - она уже потом...
ИМХО (простите за хаотическое изложение).
не знаю до конца ли я поняла все эти слова, но
надо все же различать два вида смерти о которых говорят св.отцы: смерть как разлучение души от тела (первая смерть), и смерть как вечная мука (смерть вторая и бесконечная).
Христос испытал первый вид смерти - у Него душа разлучилась с телом, но не испытал (прости Господи) второго вида.
И не то что "сознание Христа устояло", а - наоборот - смерть, разлучившая Его душу с телом, тем самым потеряла свою силу. Почему же Он не имел доступа к смерти? Он просто захотел, и смерть подошла к Нему, и разлучила Его душу и тело.
Если до Христа смерть (разлучение души от тела) для любого человека - и грешника, и праведника - была переходом в небытие (ад), то после Христа смерть стала _радостным_ для праведников событием.
Смерть (и первая и вторая) по-прежнему имеет силу для тех, кто не верит во Христа.
Св. Игнатий:
"Как смерть души есть собственно смерть, так и жизнь души есть собственно жизнь. Жизнь души - соединение ее с Богом, как жизнь тела - соединение его с душою. Душа, разлучившись с Богом преступлением заповеди, умерла; но послушанием заповеди опять соединяется с Богом и оживотворяется этим соединением. Посему-то и говорит Господь в Евангелии: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин.6:63). Это же выразил и Петр, уразумевший от опыта, словами, сказанными им Спасителю: глаголы живота вечного имаши (Ин.6:68). Но глаголы живота вечного суть глаголы живота для послушных; для преступников же заповедь жизни соделывается причиною смерти. Так и апостолы, это Христово благоухание, были для одних вонею жизни в жизнь, а для других вонею смерти в смерть (2Кор.2:16)." (Слово о смерти)
Христос не испытывал смерти души, наоборот, вот этот переход - разлучение души от тела - Он наполнил Собой и сделал путем на Небо.