consensus patrum

Основной раздел (догматика и богословие) => Экклезиология => Тема начата: Андрей Белоус от 05 Июль 2017, 21:48:33



Название: некоторые аспекты экклесиологии Макария Великого
Отправлено: Андрей Белоус от 05 Июль 2017, 21:48:33
(моя заметка из фб)

к новосёловской теме "Церкви-организма" и "Церкви-организации" - очень важное Слово 52 Макария Великого

я не буду особо цитировать, но тезисно опишу и прокомментирую:
1. видимая Церковь была устроена ради осуществления невидимой Церкви, которой должен стать христианин (его душа) по внутреннему человеку, поэтому она соотносится с невидимой, духовной, Церковью, как ветхозаветная скиния соотносится с нынешней видимой церковной организацией и тождественна с невидимой Церковью по именованию своих частей, служений и тп, чтобы восходить по именованиям от видимой и плотской реальности к невидимой и духовной.
2. в силу этой двойственности реальности Церкви есть такие, которые, будучи приверженцами видимого, плотского, аспекта Церкви (в аспекте организации), в силу тождества именований не улавливают настоящего соотношения двух сторон реальности Церкви и не понимают тех, кто видит это соотношение, обвиняя их, по всей видимости в некой софистике ("выступают против нас, якобы злостно отступающих от своих собственных писаний по причине тождественности наименований, оправданий и служений")
3. поэтому надо понимать, для чего в Церкви существует вся видимая структура и организация таинств, богослужения, устройства и пр. - для побуждения через эту видимую структуру и организацию к служению в Духе, который, хоть и пребывает во всяком видимом богослужении - действует всё же только в достойных, а не в тех, кто его отвергает, как это и было в Ветхом Завете.
4. общественное церковное богослужение аналогично личному аскетическому деланию и представляет собой его видимый образ; из этого в свою очередь следует, что:
а) как общественное богослужение не завершено без таинства Евхаристии, так и личное аскетическое делание христианина не завершено без таинства духовной Евхаристии, совершаемой на жертвеннике сердца действием Духа.
б) как видимая Евхаристия не может быть без предваряющего чинопоследования, так и духовная, невидимая Евхаристия, не может совершиться без предваряющего ее аскетического делания.
5. действие Духа в душе прямо пропорционально ее аскетическим усилиям.
6. Подобно тому, как согрешающие телесно отлучаются от видимой Евхаристии и по прохождении епитимии вновь принимаются в общение - так и душа, увеченная страстями, отлучается от невидимого духовного причастия Духу до тех пор, пока не обратится; неуклонное следование души повелениям Духа - залог её всецелого перехода в от видимого аспекта Церкви в реальность невидимой Церкви ( = Царства) "она удостаивается перехода от Божественных тайн к небесным таинствам" -
вывод: подобно тому как историческое ветхозаветное богослужение было тенью христианского общественного богослужения, христианское общественное богослужение стало тенью личной аскетической практики христианина, и сама видимая Евхаристия - только тень невидимого причастия души христианина Духу Божию. таким образом общественное богослужение и сама видимая, ритуальная Евхаристия соотносится с аскетической устремлением христианина (и с тем,что Дух делает с душой христианина в ответ на это устремление) как Ветхий Завет с Новым. Но и сама личная аскетическая практика - это так же ветхозаветный аспект и ветхозаветный элемент устроения Церкви-души по отношению к действию Духа (духовной Евхаристии), которой она должна завершиться. Можно сказать, мы имеем здесь дело с целой системой теней, зеркал и отражений, которые должны все в конечном счете отразить брак жениха-Христа и Церкви-души в Духе.



Название: Re: некоторые аспекты экклесиологии Макария Великого
Отправлено: Андрей Белоус от 05 Июль 2017, 21:49:23
вывод: подобно тому как историческое ветхозаветное богослужение было тенью христианского общественного богослужения, христианское общественное богослужение стало тенью личной аскетической практики христианина, и сама видимая Евхаристия - только тень невидимого причастия души христианина Духу Божию. таким образом общественное богослужение и сама видимая, ритуальная Евхаристия соотносится с аскетической устремлением христианина (и с тем,что Дух делает с душой христианина в ответ на это устремление) как Ветхий Завет с Новым. Но и сама личная аскетическая практика - это так же ветхозаветный аспект и ветхозаветный элемент устроения Церкви-души по отношению к действию Духа (духовной Евхаристии), которой она должна завершиться. Можно сказать, мы имеем здесь дело с целой системой теней, зеркал и отражений, которые должны все в конечном счете отразить брак жениха-Христа и Церкви-души в Духе.