tatiana
|
|
« Ответ #30 : 01 Июль 2009, 10:21:41 » |
|
Мефодий Патарский в "Пире десяти дев" пишет о том, что человеческая душа, независимо от пола, должна стать Церковью и Матерью-девой, содействуя рождению и воспитанию других уверовавших во Христа во вместилище души, как в материнской утробе.
В 8 главе третьей речи Мефодий пишет: "Слово, оставив Отца Небесного, сошло на землю, чтобы вселиться в жену, и, уснув истощанием страдания, добровольно умерло за нее", то есть за Церковь.
Церковь, подобно жене, принимает духовное семя. При этом, когда Церковь возрастает вследствие союза и общения со Словом, слова Писания "плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1, 28) надлежащим образом исполняются.
От более совершенных, которые делаются Церковью и помощницею Христа, несовершенные возрастают и образуются как бы в материнском чреве. Сами сделавшись Церковью, они содействуют рождению и воспитанию других детей во вместилище души, как бы в утробе.
Пример тому - пример апостола Павла, который вначале питался млеком от Анании (Деян. 9, 3—19). Когда же он возмужал и, достигнув духовного совершенства, стал помощником и невестою Слова, взрастив в себе семена жизни, говорит Мефодий, тогда он стал Церковью и Матерью, рождая и сам уверовавших через него во Христа: "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал. 4, 19). "Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием." (1 Кор. 4, 14—15).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий
|
|
« Ответ #31 : 02 Июль 2009, 01:19:35 » |
|
Александр, при чтении Ваших рассуждений у меня возник вопрос: Вы рассуждаете скорее в таком философском ключе, и "образ бытия", о котором Вы говорите - это святоотеческий термин или нет? Как тогда сюда вписывается философский (или тяготеющий к таковому) термин "форма"? То есть не совсем отчетливо виден дискурс. Хотя в целом весьма интересно.
Татьяна, прошу простить за крайне не своевременный ответ. В своем утверждении: http://www.consensuspatrum.ru/index.php?topic=319.msg4076#msg4076форму я понимаю – как результат устройства, упорядочения внутренней структуры и внутренних же связей отдельно взятого «я», следствием которых (устройства и упорядочения) являются соответствующие способности и особенности реализации указанным «я» способа осуществления бытия человеческой природы. У меня, пока – вяжется. Прибавится ума – возможно – перестанет вязаться…
|
|
« Последнее редактирование: 02 Июль 2009, 11:33:12 от Александр Белов »
|
Записан
|
Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #32 : 04 Июль 2009, 15:28:56 » |
|
Вот что пишет преп. Иоанн Дамаскин в ТИПВ (глава XXX):
"Человека Бог создал мужем, наделив его Своей Божественной благодатью и через нее поставив его в общение с Самим Собою."
А о создании жены пишет так же как и Григорий Нисский, что жена была создана по предведению грехопадения:
"Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения; ибо первоначальное образование человека называется творением, а не рождением. Как творение есть первое образование человека Богом, так рождение есть преемственное происхождение одного человека от другого со времени его осуждения на смерть за преступление. "
Из этой цитаты следует, что рождение, как способ происхождения одного человека от другого, относится исключительно к падшему существованию человека. Дамаскин пишет о том, что жена была нужна для того, чтобы род человеческий после преступления сохранился посредством рождения.
Неясно следующее: создание жены - такой же творческий акт, как создание мужа, или нет?
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий
|
|
« Ответ #33 : 08 Июль 2009, 14:42:53 » |
|
Полагаю определенным, что создание жены - акт - творческий, так, как (если мне не изменяет память), вопреки буквальному: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. Быт.2:21, Бог не наводил на Адама крепкий сон, а ввел его в состояние, в котором бодрственность Адама не была нарушена и сделано это было именно с целью "учета пожеланий" Адама при сотворении жены. Тоесть - жена - результат соавторского творчества. Жена была не репродукцией, а явилась результатом реализации особенной (оригинальной) творческой мысли.
|
|
|
Записан
|
Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #34 : 13 Июль 2009, 13:44:52 » |
|
да, и Златоуст в Беседе 15 на Книгу Бытия пишет:
"В самом деле, (создание жены из ребра Адамова) не меньше создания человека из персти."
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Дмитрий
|
|
« Ответ #35 : 23 Июль 2009, 01:11:43 » |
|
Тем не менее, вопрос - а совершенно ли равенство полов пред Лицом Бога?..
|
|
|
Записан
|
Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
|
|
|
Алексей
глобальный модератор
Ветеран
Offline
Сообщений: 1225
|
|
« Ответ #36 : 23 Июль 2009, 09:26:53 » |
|
Мефодий Патарский в "Пире десяти дев" пишет о том, что человеческая душа, независимо от пола, должна стать Церковью и Матерью-девой, содействуя рождению и воспитанию других уверовавших во Христа во вместилище души, как в материнской утробе.
Христианин как богоматерь-дева - это позднее встречается у многих отцов с разными оттенками. У св. Амвросия Медиоланского: «Каждая верующая душа зачинает и рождает Слово Божие по вере, и Христос есть плод всех нас, так что все мы суть матери Христа». МИ пишет, что тайнозрителем можно назвать только «того, в ком лучше всего проявляется рождение Господа», так как созерцание делает «плодоносную душу одновременно девой и матерью». Преп. Симеон НБ говорит, что в Крещении Бог Слово входит в верующую душу как божественное семя, и верующая душа становится девой, вынашивающей плод воплощения.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #37 : 23 Июль 2009, 10:33:09 » |
|
Мефодий Патарский в "Пире десяти дев" пишет о том, что человеческая душа, независимо от пола, должна стать Церковью и Матерью-девой, содействуя рождению и воспитанию других уверовавших во Христа во вместилище души, как в материнской утробе.
Христианин как богоматерь-дева - это позднее встречается у многих отцов с разными оттенками. У св. Амвросия Медиоланского: «Каждая верующая душа зачинает и рождает Слово Божие по вере, и Христос есть плод всех нас, так что все мы суть матери Христа». МИ пишет, что тайнозрителем можно назвать только «того, в ком лучше всего проявляется рождение Господа», так как созерцание делает «плодоносную душу одновременно девой и матерью». Преп. Симеон НБ говорит, что в Крещении Бог Слово входит в верующую душу как божественное семя, и верующая душа становится девой, вынашивающей плод воплощения. да, спасибо, Алексей. Про МИ, когда он говорит про душу как "матерь-деву", уже шла речь выше в этой теме. Св. Мефодий Патарский, насколько я понимаю, это самый ранний автор, говоривший о душе каждого христианина как о матери-деве (если конечно не считать ап. Павла, который жил этим, хотя эксплицитно таких выражений в Новом Завете вроде нет).
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #38 : 23 Июль 2009, 11:01:28 » |
|
и потом, у св. Мефодия отчетливо виден такой посыл:
что душа, сделавшись Церковью и Матерью-девой, содействует рождению и воспитанию других уверовавших во Христа во вместилище души, как в материнской утробе.
Взгляд св. Мефодия напрямую относит нас к Новому Завету, к проповеди апостола Павла, ("дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в нас Христос"),
в то время как более поздние св.отцы писали о рождении Христа в душе, не связывая это с другими, которым требуется рождение и воспитание во Христе.
Мне вообще нравятся более ранние отеческие свидетельства (не конкретно по этому вопросу а вообще). Они очень полно и емко отражают всю наполненность христианской жизни, имплицитно включая в себя и все, что будет у отцов позже. На протяжении истории уточнялась и утончалась догматика, да, но всесторонность и богатство христианской жизни постепенно уходили, оставляя место лишь одиночкам вроде МИ.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #39 : 23 Июль 2009, 12:47:23 » |
|
Тем не менее, вопрос - а совершенно ли равенство полов пред Лицом Бога?..
этот вопрос не до конца понятен. Конечно, Бог желает спасения равно всем - и мужчинам и женщинам. И возможности для этого предоставляет одинаковые тем и другим. Мужской образ действия - это стояние в добродетели. Путь, способ осуществления этого образа действия у каждого человека (каждой ипостаси) неповторим. У Христа это было Богомужнее действие, об этом писал Ареопагит, а Иоанн Дамаскин в ТИПВ показывал, что рассуждение о Богомужнем действии во Христе не противоречит двум действиям двух Его природ.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #40 : 23 Июль 2009, 13:13:49 » |
|
у Бусыгиной в статье об опресноках есть соотношение Евхаристии с Боговоплощением в нас Христа.
это древняя вера. получается,что Причащение-то же,что Боговоплощение,но не так же,как Боговоплощение.
мы вынашиваем Христа и когда непослушны Богу,то непослушен в нас Христос,как говорил МИ.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
Дмитрий
|
|
« Ответ #41 : 23 Июль 2009, 14:35:01 » |
|
мы вынашиваем Христа и когда непослушны Богу,то непослушен в нас Христос,как говорил МИ. Пугающие слова.
|
|
|
Записан
|
Трезвая самооценка - первый шаг к светлому будущему.
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #42 : 23 Июль 2009, 14:46:03 » |
|
мы вынашиваем Христа и когда непослушны Богу,то непослушен в нас Христос,как говорил МИ. Пугающие слова. а почему пугающие? тогда уж и все святоотеческое богословие - одни страшилки, потому что оно все основано на дерзновении обожения, а не на безжизненной объективации христианского опыта богообщения. п.с. я не знаю, насколько точно Азамат выразил мысль св. Максима Исповедника, которую хотел выразить, но это ничего не меняет.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
azamat
|
|
« Ответ #43 : 23 Июль 2009, 15:16:08 » |
|
ой,да это известная фраза МИ Христу по относительному усвоению усваиваются наши страсти укоризненные,из-за которых Он Сам Себя распинает в нас.
|
|
|
Записан
|
Св.Иоанн Дамаскин: "Ибо одну только ревность к Истине я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены."
|
|
|
tatiana
|
|
« Ответ #44 : 23 Июль 2009, 15:31:21 » |
|
ой,да это известная фраза МИ Христу по относительному усвоению усваиваются наши страсти укоризненные,из-за которых Он Сам Себя распинает в нас. "пугающие"-то были не эти, а выше, про вынашивание Христа нами
|
|
|
Записан
|
|
|
|
|